Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Многие
великие писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая
все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в
пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе — не
просто фон, на котором происходит
действие. Это тоже своеобразное "действующее лицо" -город, который
давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и
поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на
широком фоне повседневной жизни города. Перед нами проходят образы спившегося
чиновника Мармеладова, его жены Катерины
Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших
уже в провинции, где они жили раньше, познакомиться с тяжелой участью
человека из непривилегированных слоев
населения, пережить гонения помещиков и богачей. Достоевский изображает
различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его
взаимоотношений с ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном
углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор;
молчаливую трагедию молодой и чистой
девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу, чтобы
продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.
Достоевский
представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на
народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает
перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "...и только
виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна — это крошечная сухая
старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым
носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы ее были жирно
смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было
наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась
вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка".
Эта
"старушонка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу,
простодушную Лизавету. Ростовщица скупа и безжалостна: она дает за вещи,
принесенные ей в заклад, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет
непомерные проценты. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в
монастырь и "на вечный помин" бессовестной старухиной души.
Следующий
представитель галереи - Лужин. Лужина автор изображает ограниченным,
расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем. Раскольников, еще до своей
первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру
Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, сталкиваясь с Лужиным,
Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним
иЛужиным есть и точки соприкосновения. Лужин — не просто себялюбивый,
расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправдать при помощи
принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушав рассуждения
Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являются более
низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его
"идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали,
и выйдет, что людей можно резать", — заявляет он
Лужину, устанавлива общность между ними обоими.
Достоевский
тем самым заставляет героя ощутить близость между его
"наполеоновской" теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от
Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В романе
авантюрист-помещик Свидригайлов воплощает
нравственное разложение русского дворянства. Когда Свидригайлова
посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женился. Неожиданно пришедшее к нему богатство, власть
над крепостными душами — все это развратило его. Свидригайлов не только
опустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубоко
страдает.
Отвращение к себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем с цинизмом, с
садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и
голосом совести, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком
Свид-ригайловым, которого "обошла"
крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковым, сестру которого
преследует Свидригайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым и
ненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свидригайлов при первом же
свидании с Раскольниковым заявляет ему,
что они "одного поля ягода". Провозглашаемое Раскольниковым отрицание нравственных норм, утверждение
им идеи "сильной" личности приводят не только к оправданию
"идейного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданию разврата и нравственной опустошенности
Свидригайлова, вызывающих у него
самого тоску и внутреннее омерзение. Если "экономическая"
мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о "праве" на
преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к
свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, к полнейшему нравственному
разложению личности — такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам
Достоевский.
Мучительный
для самого Раскольникова крах его идеи, та нравственная пытка, которую он
переживает после убийства, выражают, по мысли
автора "Преступления и наказания", торжество общественного,
народного начала, присущего натуре Раскольникова, над
теми эгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют
человека с народом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глубокий
философский смысл "Преступления и наказания", делающий этот роман
столь значительным для современного читателя — участника сложной и напряженной
борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.
Достоевский
писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя
всегда оставалось стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всем
мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в "царство
мысли и света". Во всей реалистической прозе XIX века
нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины
страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением,
как "Преступление и наказание".
Вместе
со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для
человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и
нищета неизбежны во всяком обществе, что они составляют извечный удел
человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного
достоинства человека, который не желает быть "вошью", не хочет
терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной
несправедливости.
|