"Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание"
В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов
писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим
одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах
или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным
человеком самим по себе".
Роман
Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - это книга о жизни
обездоленных, это боль писателя за поруганную честь "маленького"
человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий "маленьких"
людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре.
Холодно
и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная
стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и
поступки. Вот женщина, которая бросается в канал.... А вот по бульвару идет
пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у
Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет
человеческая душа. "Бедная девочка!.. Очнется,
поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно
и с позором, пожалуй, и сгонит... А не сгонит, так все-таки
пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда... Потом
тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и
тихонько от них пошаливают), ну а там... а там опять больница... вино...
кабаки... и еще больница... года через два-три — калека, итого житья ее
девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с..."
И
гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь
оправдывает подобное сознательное унижение человека: "Это, говорят, так и
следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год..." В этот
процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.
Типичный
приют столичной бедноты — жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты,
нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько
часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи.
Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это потрясающая исповедь
"погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом
обстоятельств". Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние
чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней
ступени человеческого падения. "Нас обкрадывал да в кабак
носил", — говорит Катерина Ивановна.
Но
сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием
обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. "Милостивый
государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина.
Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый
государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство
врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто". Мармеладов — человек,
которому "некуда идти". Отчаянием человека-одиночки звучит его
жалоба: "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно
было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да
пойти!"
Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохранил лучшие человеческие
порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, "ему не
изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного характера".
Последнее душевное движение Мармеладова - это мольба к Катерине Ивановне и Соне
о прощении.
Да,
действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих
детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись
вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена,
"плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца
с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на
Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются
слова Мармеладова: "Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше
идти"? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до
чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский
говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее
можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть
запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление
почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить
шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами
"гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила
ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством
самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта.
Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион
Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про
детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить
ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках
справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после
смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.
Так
Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения,
якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна
отвергает утешение священника.
Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы
просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери.
Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг:
она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили
клячу", "надорвалась"), перекликаются с образом
замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову.
Об_раз надорвавшейся лошади у Ф.
Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об избиваемой кляче, сказка М.
Салтыкова-Щедрина "Коняга" - это обобщенный, трагический образ
замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ
горя. Этот образ заключает в себе огромную
силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.
Трагизм
существования отверженных воплощен и в образе
Сони Мармеладовой. Достоевский любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым,
будничным, смешным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у постели отца. Этот нелепый
костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладательницы.
А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире, ибо, по словам
Мармеладова, "много ли может бедная, но честная девица честным трудом
заработать". Сама жизнь отвечает на
этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти
семью от голода, так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д.
И. Писарев писал: "Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не
могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее
безнравственного поступка". Положение тупика, когда даже исход
самоубийства невозможен для бедного человека, толкает людей на моральные
преступления против самих себя, ставит перед
выбором: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже
преступно по отношению к близким. Не пойди
Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы с голоду. Образ
Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв.
Поэтому Раскольников восклицает: "Сонечка Мармеладова! Вечная
Сонечка".
Образ
Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образе
говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о
стремлении к самоуничижению, к смирению.
Горькая
участь и душевная сила Сони запечатлены во внешнем облике: "...в комнату,
робко озираясь, вошла одна девушка... Это была Софья Семеновна Мармеладова...
Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая,
почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как
будто несколько запуганным лицом..."
Характерными
деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире:
"Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам",
"Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам
и вдруг потупилась".
Это
робкое забитое существо становится моральным наставником, ибо его устами
говорит Ф. Достоевский. Главное в характере Сони — это смирение, всепрощающая
христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога
придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова
признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании.
Раскольников
спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: "Пойди сейчас, сию
же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты
осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем,
вслух: "Я убил!" Чтобы показать моральную силу Сони, Достоевский
пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковым, каторжане полюбили
ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольников. Образ Сони
был единственным светом Ф. М. Достоевского в общем мраке безнадежности.
Сонечка
Мармеладова - это олицетворение любви к людям. Она сохранила чистоту души в
той грязи, в которую толкнула ее жизнь. Образ
Сони - это обобщенный образ страдания человеческого. Но этот образ заключает в
себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей,
уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом
купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована
и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно
реальный путь для девушки без средств - это путь продажи себя, только лицу
определенному, в данном случае Лужину.
Очень подробно, психологически верно изображая
"бедных людей", Ф. М. Достоевский проводит
основную идею романа: дальше так жить нельзя.