Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе "Господа Головлевы"
На
уроках русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича
Салтыкова-Щедрина. Прочитав его роман-обозрение "История одного
города" и сказки этого автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с
которыми.писа-тель показывает бессовестное ограбление народа; критикует
либеральных деятелей и писателей, пресмыкающихся перед властями.
Знакомясь
с произведениями Салтыкова-Щедрина, хочется
больше узнать о его творчестве. Большое впечатление производит роман
"Господа Головлевы".
Из истории этого произведения мы узнаем, что в его основу
легли несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших первоначально в цикл
"Благонамеренные речи".
В
романе очень остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика, подвергающегося беспощадной эксплуатации,
смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную,
пустоутробную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения
дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность класса
эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни Го-ловлевых заключается в
стяжательстве, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. Поражают
подозрительность, бездушная жестокость,
лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.
Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная
на выжимании последних соков из мужика, проводится под предлогом увеличения
богатства семьи, а фактически - только для утверждения личной власти. Даже
собственные дети для нее — "лишние рты", которых нужно кормить, на
которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие и безжалостность,
с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее
дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: "И для кого я
припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала... для кого?"
Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость
детей от произвола "маменьки"воспитывали в них лживость
и угодничество.
Этими
качествами особенно отличался Порфирий Голов-лев, получивший от других членов
семьи прозвища "Иудушка" и "кровопийца".
Иудушка с детских лет сумел опутать "доброго
друга маменьку" паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством. Создается
впечатление, что Иудушка Головлев, как и Арина Петровна, - это литературный тип, в котором с наибольшей силой
сконцентрированы черты хищника,
паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.
Иудушка Головлев действует только "по закону",
потому что законы, существовавшие как до реформы,
так и в пореформенное время, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до
самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием совершает он подлые поступки,
сопровождая их приторно-сладкими
словами. Обобранному до нитки брату
Степану, которого мать кормила солониной, он ласково говорит на
прощание: "Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и
говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал".
История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической
закономерности вырождения дворянства. Но образ
Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой
эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества,
пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительноезначение.