Русская
женщина в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Доля ты! —
русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Н. А. Некрасов
С ранних лет
я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям
века". Его муза — родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи,
посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это
лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящегорусского
племени Многострадальная мать!
Образ
женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом,
навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный
гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный
нос":
Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба. А третья - до гроба рабу подчиняться.
В галерее
замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны -
героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
Народная молва приводит
крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со
счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей
нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой
"счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и
сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой
славянки", о которой с восторгом писал поэт:
В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую
избу войдет!
Естественная
красота и физическая сила под стать ее духовной красоте.
Как быстро
промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее
словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.
Заботой и
лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро
миновала. На "седьмом годку",
рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо
бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она
"привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая
рук.
Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений, Самое
страшное - это духовное рабство, Матрена Тимофеевна,
наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Но как мало
светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю
ночь не спала Матрена, думая о предстоящем
замужестве: ее страшило "под-неволье", И все-таки любовь
оказалась сильнее опасений попасть в
рабство, А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в
ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с
мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны.
С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой.
Я поражаюсь
той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина
страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь
строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:
Я клубыш ком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила
Демушку -Да поздно было звать!..
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная
душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять,
вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами.
Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее
сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена
Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей
не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье,
она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от
наказания.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие
муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила
воли должна быть у женщины, чтобы
отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я
шла, не встретила живой души", — рассказывает Матрена Тимофеевна
странникам.
Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным
поступком, оказала "великую милость":
Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали — Филиппушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по
жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.
Тучей
сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои
обиды.
Я потупленную голову, Сердце
гневное ношу!
- говорит она.
Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство
мужика в его выносливости, Матрена
Тимофеевна с иронией замечает:
Ты шутишь
шутки, дедушка! — Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедят!'
Огромная
внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те
замечательные качества, которые выгодно
отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок,
понятен и дорог мне. Люди, подобные ей,
свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что
Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная — Правдаживучая!
Некрасов
убежден в могучей нравственной силе народа. Верит
в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера
оказалась пророческой. Наш народ,
как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу
русскому пределы не нужны".