Образ русской женщины в
творчестве Н. А. Некрасова
(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские
женщины")
Красавица миру на диво, Румяна,
стройна, высока, Во всякой одежде
красива, Ко всякойработе ловка.
Н. А. Некрасов
"Величавая
славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все
они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и
от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская
женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой
крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны.
Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные
представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой,
трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное
богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С
красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее
полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить
хорошо" в образе Матрены Корчагиной.
Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама
рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы
русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения,
страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти
испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ
Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории
с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася...
Характер
героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого
ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко
используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают
выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи
наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты,
восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти
особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую
живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и
одаренной, талантливой.
Рассказ
Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки,
многострадальной русской женщины. Сама' глава названа не ее именем, а
"Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение
из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип
"величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в
крестьянской среде. Лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность
— роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".
Произведение
это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая -
княгине Волконской.
Княгиню
Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности,
встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части
занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом,трудом Этапного пути...
Все доводы губернатора о
тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее
горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели,
исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь Соперница моя...
Повествование во второй части
поэмы ведется от первого лица — от лица княгини Волконской. Благодаря этому
яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части
также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
- —Ты
всех безрассудно бросаешь, За что же? — Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается
предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно!
Описание декабристов сходно с
описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре — любовь неземная...
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные
тона.
Замена
первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины"
подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской
женщине испокон веков.
Надо отдать
должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой
замечательный образ женщины, верной долгу,
которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит
одному социальному слою. Этот тип женщин — всенароден, его можно встретить и в
крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая
его - духовная красота.
"Есть
женщины в русских селеньях.»"
(По
произведениям Н. А. Некрасова)
Я лиру посвятил народу
своему.
Н. А. Некрасов
Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и
ясностью, в образах и картинах, поражающих своей
правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу,
каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях
некрасовских стихотворений: "Русские женщины", "Орина, мать
солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".
Нет ни одной
стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и
сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба
угнетенной крестьянки:
Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! —
говорил Некрасов, обращаясь к
крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена
старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под
старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в
стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихотворения — не
выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую":
единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:
Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился...
Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.
В
произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ
женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова
Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу — сестра
некрасовских декабристок.
Когда-то в молодости она:
Красотою дивила, была и ловка, и сильна,
но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю
такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог
равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом
бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке
Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.
Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенскойженщины.
Судьба
крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы "Кому на Руси жить
хорошо", и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы
Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная
биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и
то потому, что ей "счастье в девках
выпало": у нее была "хорошая, непьющая семья", - говорит
Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться
"по пятому годку".
Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была... -
говорит о себе Матрена.
В
соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно
рисует портрет женщины-труженицы:
Матрена Тимофеевна Осанистая
женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза
большие, строгие, Ресницы
богатейшие, Сурова и смугла.
Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "попала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная
нужда — вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, —говорит Матрена Тимофеевна, — нет
косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".
Многострадальной
женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов
читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело — между бабами счастливуюискать".
Но
мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки,
не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она
живет "с гневом на сердце". Этот святой гнев — залог грядущего
счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви,
верности, ума и благородства.
В своих
поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских
женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок
на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного
развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в
литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и внашевремя.