"...Мы
действуем в силу того, что мы признаем полезным.
В теперешние времена полезнее всего отрицание — мы отрицаем".
Чьи же это слова? Кому они
принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?
Передо мной
роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Этот роман был создан автором в
1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в
условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и
демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора,
"выражением новейшей нашей современности". Роман замечателен
тем, что вызывает желание подумать, поспорить.
Страница за
страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его
биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.
Что ж,
Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в
достижении цели.
Детство ваше
прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей
студенческой жизни, но надо полагать, что
она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него
"отроду лишней копейки не взяли". Вероятно, Евгений, вы содержали
себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то
же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.
Из этой
школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас
можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в
усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными
опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил
природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.
Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение
— последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о
переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете
вы: "Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных
слов! Русскому человеку они даром не нужны". Меня привлекает ваша манера
говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было
словесных украшений, множество пословиц и поговорок: "Шила в мешке не
утаишь", "Бабушка надвое сказала". Говорите вы много и просто,
но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости,
не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем
подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том,
что вы действительно новый человек.
И в то же
время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?
Вы сами
ответили на этот вопрос: "Все!" А что "все"? Конечно,
отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего
того, что порождено "безобразным состоянием общества", — народной
нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое
отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами
Тургенева, если вы называетесь нигилистом, "следует читать
революционером".
А дальше?
Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете
"белибердой", "непростительной дурью". Как же вы
заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь
любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих
людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу... "Кто
не знал любви, тот все равно, что не жил" (Мольер). "Любовь -
творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого" (Д.
И. Писарев).
А ваше
отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: "свободно мыслят
между женщинами только уроды". И именно поэтому вы уже не хотели допустить
свободы мысли в женщинах.
Я долго
раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да,
эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: "так знайте же, что я
люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились". Мне кажется, что от
такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не
услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что
боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек
дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не
соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
Не согласна
с вашим отношением к искусству: "Рафаэль гроша медного не стоит, а русские
художники и того меньше". Как вы можете так думать!
Творениями
русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются
люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое
время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему,
это значит "отойти от дела". Но вы неправы. "Искусство — это
самая большая радость, которую человек доставляет самому себе", — сказал
Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять. Вы, Евгений, материалист. Но
в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.
Вы
отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех
людей нравственные качества одни и те же, потому что "у каждого из нас
мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены",. В этом ваша большая
ошибка.
Природа... С
одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и
понимаете ее. А с другой... "Природа не храм, а мастерская, и человек в
ней работник". Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен
покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же
время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с
теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы
любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.
Непонятно
мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно
подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь
сами гордитесь тем, что ваш "дед землю пахал". Почему же в ваших
взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что
"время Базаровых еще не пришло". И все-таки я еще раз говорю, что
отношусь к вам с большим уважением. С болью читала я строки
романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить.
Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но
эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к
той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже
наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней
минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной,
несмотря на ваши заблуждения и ошибки.