Скрытой
сюжетной линией романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является кризис
крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и
разворачивается конфликт "отцов и детей". Идея романа, по определению
самого автора, — показ "торжества демократизма над аристократией".
Представителем демократического лагеря выступает главный герой романа Евгений
Базаров.
Базаров
родился в семье бедного уездного лекаря, прошел "школу труда и
лишений", из которой вышел "сильным и суровым" человеком. Эта
школа пробудила в герое грубую материалистическуюнатуру,
отрицающую все жизненные принципы и приоритеты. Базаров приобщает
себя к народу, так как его дед "землю
пахал", но ведь он и презирает свой народ, ненавидит его патриархальность. Герой отрицает красоту
природы и искусства, которые являются
неотъемлемыми компонентами жизни
людей. Поэтому, на мой взгляд, ни о каком сплочении с народом не может быть и речи. Все красивое,
достойное восхищения,'для Базарова
лишь "вздор". Он пренебрегает безмерной любовью своих
родителей. Заявляет, что природа не храм, а мастерская,
однако живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают
читателя в обратном: природа -храм, а не мастерская, только жизнь в гармонии с
окружающим миром может принести человеку счастье,
Его также не
волнуют чужие чувства и переживания: поцеловав
Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем
Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые ему бы сочувствовали и
любили его. Ему нужны лишь единомышленники. Евгению присущи такие качества
характера, как болезненное самолюбие,
непоколебимая уверенность в себе и своей правоте, готовность в угоду
своей идее совершать насилие.
Проанализировав поступки и образ жизни и мыслей героя, нетрудно
прийти к выводу, что он — бездуховное существо, способное лишь следовать по
выбранному пути без каких-либо отклонений. Таковым Базаров предстает не только
перед нами, но и перед самим собой. Он
считает себя проповедником "нигилизма". Однако это лишь
маска. Герой не выдерживает испытаний
судьбы: он влюбляется в Одинцову, хотя до
этого считал любовь "вздором". Евгений отрицает все приличия,
но, между тем, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича Кирсанова. Базаров
думал, что школа "лишений и труда" стерла с его сердца человеческое
отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка превратила его идеалы и стремления
в прах. Поэтому его можно назвать несостоявшимся "нигилистом". Эта несостоятельность послужила и
причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову.
Я думаю, что
смерть была для него единственным способом
заглушить в себе боль разочарования. В последней сцене романа автор
умышленно описывает ту вечную природу, на
спокойствие которой покушался
Базаров, которая дает "нигилисту" успокоение..
Появление
человека на свет сопровождается радостью и любовью, уход из жизни — горем и
скорбью, поэтому отрицание чувств бессмысленно. Как бы мы ни сопротивлялись моральным
категориям, они все равно берут верх. Поэтому зачем лишать себя счастья,
альтернативой которому рано или поздно будет горькое разочарование? В связи с
этим я могу обвинить Базарова в неприятии не только культуры, обычаев и
традиций народа, но и самого народа как такового.