Павел
Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети"
"Отцы и
дети" — одно из вечных произведений русской литературы. И не только
потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию
автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории
момент смены поколений, столкновения идей, ростков нового и не всегда
понятного.
И. С.
Тургенев создавал свой роман "Отцы и дети" в тревожную эпоху подготовки
и проведения крестьянской реформы 1861 года.
Мир
раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он
выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но
стремительным и мощным движением революционеров, их новой реалистической
правдой жизни. И Тургенев выбрал — как истинный художник, он остался верен
правде жизни.
На
протяжении всего романа внимание читателей сосредоточено на отношениях
дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы
сына бедного лекаря, будущего врача Евгения Базарова.
Очевидно их
резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения.
Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович
— они несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным
демократом Базаровым.
Появившаяся антипатия еще больше
усиливается под влиянием горячих непримиримых споров, затрагивающих основные
проблемы бытия.
В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к
народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.
Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке.
Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его
основы. "Исправьте общество" — только в этом он видит пользу.
Узнав от
племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы,
авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул:
"Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды..." В этих словах и заключен
главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в
отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, нигилисты не склонны
заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил
в их намерение "действовать, ломать".
Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону нигилизма:
человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не
только в споре, но и в жизни. Необходимо
определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.
В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения
Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Базаров же,
понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться
с этими недостатками. Его любовь к народу — любовь истинного шестидесятника,
без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров
умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.
Он связывает
свое направление с "народным духом", считая себя выразителем
интересов народа. Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее признает
соотечественника".
В спорах
сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых
неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и
знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать Пушкина "никуда не
годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели
мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее
всякого поэта.
Отношение к
природе у героев романа также различное. Здесь против Базарова выступает еще и
Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И природа — пустяки в том значении, в
каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник".
Однако в
душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например,
его способность любить, умение чувствовать красоту.
Любовь к
Анне Сергеевне Одинцовой раскрыла ему бездонность собственной души: страдания
отвергнутого сердца не объяснить. Душа его бурлит от неиспользованных возможностей
и неизведанных чувств, и это в полной мере раскрывается на пороге смерти.
В истории же
Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру,
все-таки вытеснила из жизни всю "силу" человека и привела к духовной
гибели этого по-своему хорошего человека.
Таким
образом, в романе "Отцы и дети" Тургенев показал идейную борьбу двух
поколений, борьбу отживающего свой век старого и только рождающегося нового
мира, новых идей и убеждений.
Но ни в коем
случае нельзя отбрасывать наследие предшественников. Крепкая нить должна
связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших
традиций, возможно движение вперед.