Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"
Лучшей
психологической драмой А. Н. Островского по праву
считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это
справедливо. "Гроза" - главное произведение
дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в
себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих
пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной
женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в
обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в
котором происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах,
привело к совершенному несходству художественного мира "Грозы" и
"Бесприданницы".
"Бесприданница"
- драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику.
Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры,
одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова—
человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией,
освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести,
совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая
талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость - все,
что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над
окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные
представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.
Мотив
торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном
событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса
должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как
выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на
восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно
стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает:
"Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим
мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще,
такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной
момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.
Сложность
характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы,
или несоответствие внутренней сущности героя и
внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.
Паратов для всех окружающих -
большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты
автор ему оставляет. Hq,, с другой
стороны, он тонко, как бы между прочим,
показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же
встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого
я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего
заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы
узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого
невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует
его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка
устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова.
И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это
потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников,
домогающихся любви Ларисы.
Таким
образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не
самопризнания героев, не рассуждения о
чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой
диалог. Ни один из героев не изменяется в
процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед
зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то
же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает
страшное решение стать "очень дорогой вещью".
И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В
этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью.
Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного
драматизма" и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому
что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от
унизительной жизни содержанки.
Редкий художественный эффект этой сцены А.
Н. Островский строит на остром
столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у
героини, тем острее суд зрителя. Драма "Бесприданница" стала вершиной
творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком
художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой
пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные
человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового
театра.