Униженные и оскорбленные в романе Ф. М.Достоевского "Преступление и наказание"
Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает
на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского
"Преступление и наказание" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это "энциклопедия
жизни России 60-х годов", книга великой
скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического
общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная
идея романа.
В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком,
одиночества, невыносимой духоты жизни предстает пе-
ред
нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью
своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают
социальные и материальные "шутки", порождающие нравственные
конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность
- лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладо-вым в трактире
задает тон всему повествованию. Фраза Мар-меладова: "Понимаете ли Вы,
милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти..." — сразу
поднимает и всю эту сцену в трактире, и
фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и
"канцелярской" манерой говорить, и тему романа на высоту трагической
думы о судьбе человечества.
Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог
Мармела-дова, имеющий характер исповеди, окрашивает
всю ситуацию в драматические тона.
"Некуда
идти" и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между
прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.
Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена
торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних
детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания
человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня —
олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту
в той грязи, в которую бросила ее жизнь.
Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во
имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.
Лужин - классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана,
унижающего людей, карьериста и скряги.
Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения
чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования,
у Дуни — всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны -
исступленная гордость.
Положение
безнадежности, тупика толкает людей на моральные
преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед
выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности.
"Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир
стоит!" Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова1 Он терзается сознанием
полной безысходности, не находя, однако,
в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал
Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления
человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).
Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых
трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их
отношения к происходящему.
Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая взращивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека,
страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его
вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными
страданиями и унижениями.
Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные расколышковской: убить, потому что
"владыки", наполеоны, те, кого в этом
обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются
ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких
нравственных ограничений, которому все дозволено.
Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова
- убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического
протеста.
Чудовищный
"эксперимент" Раскольникова - убийство ростовщицы — должен дать ему
ответ на вопрос: кто такой он сам?
Принадлежит ли он к разряду людей "обыкновенных" или "необыкновенных"? Может ли он
"переступить" принцип? Совершая
свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепен-
ца,
разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества,
означающего смерть человеческой души.
Напряженность
психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная
трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства
старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица,
предметы, события. Еще одна
особенность романа — отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже
определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к
"видениям", включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм
происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.
Но есть нечто более ужасное, что ртносится уже не к картинам
действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие
просветления, какой-то надежды на возможность выхода. Самый страшный
"тупик" в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из
безмерных страданий человечества.
Справедливо
осудив "бунт" Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за
сильным, умным и гордым Расколь-никовым, а
за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, —
страдание очищает. Соня исповедует нравственные
идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким
народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше
время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть
людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока "мир
стоит", даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно
страшного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю
могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о "вечной Сонечке".
В
этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современ-
ные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими,
продолжает наивно жить надежда-