Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Особое место в русской литературе XIX века
занимает творчество известного писателя М. Е.
Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он дошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая,
часто злая, но убийственно правдивая и справедливая.
Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но
от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной
мере проявилось всеобъемлющее
"головотяпство" русского общества прошлого века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь
более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях,
волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно прибегал к жанру сказок.
Первые
три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий
помещик") были написаны еще в
1869 году. Однако если вначале создавались лишь отдельные произведения
этого жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга — "Сказки для детей
изрядного возраста".
Многообразно идейно-тематическое содержание этих произведений: это и сатира на самодержавных правителей, и
изображение трагического положения угнетенного
народа, его каторжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных интеллигентов,
много говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим
классам.
Сказки
Салтыкова-Щедрина - это особая форма сатиры; изображая
действительность, автор берет из нее наиболее яркие черты, по
возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.
Так, например, в сказке "Дикий помещик"
крайнее преувеличение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в яростное обличение
существующих в России порядков, которые способствуют появлению таких
помещиков-паразитов.
Самое начало "Дикого помещика" вводит нас в
мир сказки: "В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был..." Сохраняя дух и стиль народной
сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного
труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой
Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия
существования. Он не может выносить даже "холопского духа". Его страстная
мечта — лишиться всех мужиков. Но когда это желание осуществляется, помещик, ни
к чему не приспособленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, превращаясь
в животное.
Совсем
иначе рассказывает писатель о народе. Он у автора бессловесный и безропотный,
и поэтому обличение помещиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о
трагической безысходности судьбы простого русского человека.
Сказки
писателя иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы,
но действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и
мирятся, радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми,
болтливыми и молчунами.
Одна
из самых ярких сказок, в которой действуют животные, — "Премудрый
пескарь".
С
иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого
обывателя, который "не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою
распостылую жизнь бережет". В этой сказке, как и во многих других,
писатель сочетает фантастику с реалистическим изображением действительности.
Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы
узнаем, что он "жалованья не получает, прислуги не держит, в карты не
играет, вина не пьет...". Таким необычным сочетанием приемов достигается
эффект реальности происходящего. Читатели понимают, что пескарь — это
художественная метафора, которая помогает охарактеризовать людей-обывателей.
Вся
биография пескаря сводится к формуле: "Жил — дрожал и умирал —
дрожал". Страшно становится от этих слов.
Но
именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить
так, чтобы давать тепло другим людям, радость — только в этом счастье
настоящего человека, в этом заключается великий смысл нашего пребывания на
земле. Проанализированы
лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина.
Но, мне кажется, и этих примеров достаточно,
чтобы сделать вывод: своим
творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни:
глупости правителей, покорности и бессловесности
народа, обывательщины, взяточничества, трусости и пошлости.
К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небытие.
И сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей, равнодушных обывателей и безответственных болтунов. И в этом нам помогает
страстный, страдающий и негодующий
писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.