10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Сказки
М. Е. Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин
- один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие,
крепостничество, а после реформы 1861
года — пережитки крепостного права, укоренившиесяв психологии людей.
Творчество
Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина
("История села Горюхи-на") и Гоголя ("Мертвые души"). Но
сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках. Сказки явились
своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. С
фольклором они связаны не только наличием
определенных устно-поэтических деталей и образов, в них выражено
народное миропонимание. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации, дает уничтожающую критику дворян,
чиновников — всех тех, кто живет народным трудом.
В "Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил" Щедрин разоблачает паразитизм двух бывших крупных
чиновников, попавших на остров. Это генералы-дармоеды, не принесшие никакой
пользы государству, всю жизнь прослужившие в
регистратуре, которую затем упразднили "за ненадобностью".
Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, считают,
что "булки в том самом виде родятся, как... их утром к кофею подают". Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом
масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказалось
мужика. Нисколько не сомневаясь в своем
праве эксплуатировать чужой труд, генералы заставляют мужика на них
работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность
и самодовольство. "Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не
пропадешь!" - думают они. В Петербурге генералы "денег загребли", а мужику выслали "рюмку
водки да пятак серебра: веселись, мужичина!"
Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов
высмеивает сказка "Медведь на
воеводстве". В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно
сменявших друг друга на воеводстве, куда
они были посланы львом, чтобы "усмирить внутренних
супостатов". Первые два Топтыгина занимались разного рода "злодействами": один — мелкими,
"срамными" ("чижика
съел"), другой - крупными, "блестящими" (задрал у крестьянина лошадь,
корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Третий Топтыгин
не жаждал "кровопро-литиев". Наученный опытом истории, он действовал
осторожно и повел либеральную политику. Многие годы получал от тружеников
поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло терпение мужиков, и они
расправились с "воеводой". Это уже стихийный взрыв недовольства
крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина бедствий народных —
в злоупотреблении властью, в самом характере самодержавной системы. Аэто
значит, что спасение народа— в свержении царизма. Такова основная идея сказки.
В
сказке "Орел-меценат" Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в
области просвещения. Орел — царь птиц — решил "завести" при дворе
науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он
уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло,
разорил ворон. Начались "розыски, следствия, судбища", наступил
"мрак невежества". Писатель показал в этой сказке несовместимость
царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод, что "орлы для
просвещениявредны".
Щедрин
высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка о премудром пескаре.
Пескарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет
просидел он в своей норе, подальше от опасности. Пескарь "жил — дрожал и
умирал — дрожал". А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и
прятался? Какие были у него радости? Кого он утешил? Кто о его существовании вспомнит?
"Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться
достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет,
это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло,
ни холодно... живут, даром место занимают", - обращается автор к читателю.
В
своих сказках Салтыков-Щедрин показывает, что народ талантлив. Мужик из сказки
о двух генералах сообразителен, у него золотые руки: он и силок смастерил
"из собственных волос", и "чудо-корабль" построил. Народ
подвергался гнету, его жизнь — бесконечный тяжелый труд, и писателю горько,
что он своими руками вьет веревку, кото-
рую накинули ему на
шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, объединиться в
борьбе за переустройствонесправедливогомира.
Свою
творческую манеру Салтыков-Щедрин называл эзоповой, каждая сказка имеет
подтекст, в ней действуют комические персонажи и образы-символы.
Своеобразие
сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим,
тем самым создавая комический эффект. На сказочном острове генералы находят
известную реакционную газету "Московские ведомости". От
необыкновенного острова недалеко до Петербурга, до Большой Подьяческой. В
жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: пескарь
"жалованье не получает и прислуги не держит", мечтает выиграть двести
тысяч.
Излюбленные
приемы автора — гипербола и гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов
чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы
не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего
приятеля.
В
сказках Щедрина нет случайных подробностей и лишних слов, а герои раскрываются
в действиях и словах. Писатель обращает внимание на смешные стороны
изображаемого. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а
на шеях у них висело по ордену. В сказках Щедрина видна связь с народным
творчеством ("жил-был пескарь'% "мед-пиво пил, по усам текло, а в рот
не попало", "ни в сказке сказать, ни пером описать"). Однако
наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарактерные
для народных сказок: "жизнью жертвовать", "пескарь жизненный
процесс завершает". Чувствуется иносказательный смысл произведений.
В
сказках Щедрина отразились и его ненависть к тем, кто живет за счет трудящихся,
и его вера в торжество разума и справедливости.
Сказки
эти — великолепный художественный памятник минувшей эпохи. Многие образы стали
нарицательными, обозначая социальные явления русской и мировой действительности.