Губительная власть денег
(По
повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")
Создавая
"Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще
неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу
современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.
Одной
из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти
денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это
особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака —
"Гобсек" и "Евгения Гранде".
Произведения
Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди
молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его
произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в
исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — настоящая кладовая
жизненного опыта.
Ростовщик
Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения
убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.
Единственное,
к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется
абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по
векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки
обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности,
Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную
жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми
немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден,
настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную
машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у
него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры
по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не
стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она — его
наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может
смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.
Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию,
поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается
безразличным ко всему окружающему.
Гобсек
убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми
позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный
и волевой человек. Во многих суждениях
Гобсекамы видим позицию
самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои
пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит
им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед
ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение
власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют
накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами
из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на
огромную груду золота в камине.
Папаша
Гранде - коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не
настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне
типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится
одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных
размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех
жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием,
мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров,
чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.
Несмотря
на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек,
у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают,
поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде
теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться
за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его
чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но
все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно
эксплуатирует ее.
Страсть
к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за
возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет
ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей
собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться
своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто
пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде
особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук
священника позолоченный крест.
|