ОНОРЕ
ДЕ БАЛЬЗАК
"Что
же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?"
(По повести О. Бальзака "Гобсек")
Образ
скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме
— "Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж.
Б. Мольера.
К
созданию образа Гобсека автора привели наблюдения над жизнью буржуазного
общества, отдельные моменты повести автобиографичны. Герой Бальзака учится на
факультете права в Сорбонне и работает клерком в конторе стряпчего, где узнает
многое из практики денежных отношений.
В
своей повести Бальзак сталкивает две философские точки зрения, два взгляда на
жизнь: Гобсека и Дервиля.
Вот
точка зрения Гобсека: "Из всех земных благ есть только одно, достаточно
надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. Чтобы
осуществлять наши прихоти, нуЖг но время, нужны материальные возможности и
усилия. В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности".
По-иному мыслит Дервиль: "Да неужели все сводится к деньгам?" И в
его словах: "Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас" мы
чувствуем, что Дервиль не принимает философию Гобсека.
В
переводе "Гобсек" означает "живоглот". И все произведение
— яркое тому подтверждение. И главное правило, от которого никогда не
отступает бальзаковский герой, можно сформулировать так: "Никого не
жалей, никому не помогай, но сам пользуйся всем, что можно взять
безвозмездно". То, что путь к богатству непременно предполагает
жестокость, не смущает его. Он не знает пощады к тем, с кем ведет дела.
"Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала
мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку", — говорит Бальзак.
Гобсек с безукоризненной щепетильностью относится к оформлению всех
документов, учетных квитанций, расписок и их выполнению. Это ценится в
коммерческом мире. Для него существует сделка, выгода, но не человек. Гобсек
хорошо изучил психологию людей, поэтому он не может отказать тому, у кого в
руках "мешок с золотом". Сам он грязными способами сколотил себе
миллионы. Он скупал краденое, как сделал с семейными бриллиантами графини де
Ресто. Он занимался спекуляцией картинами старых мастеров и всем, что ему
несли должники. Он брал взятки от бывших плантаторов Гаити при ликвидации их
имущества. А эти загадочные 20 лет в Ост-Индии, где Гобсек богател и разорялся,
и последующие годы, когда он, по предположению Дервиля;- "торговал
бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами".
Большое
впечатление производит последняя картина, нарисованная Бальзаком в
"Гобсеке": "Утаенную картину увидели бы мы, если б могли
заглянуть в души наследников, обступающих смертное ложе. Сколько тут козней,
расчетов, злостных ухищрений — и все из-за денег".
В
небольшой повести изображена гротескная уродливая фигура истинного хозяина
жизни, образец огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег.
Весь незаурядный запас чувств подчинен од ной-единственной цели: накопить как
можно больше материальных средств, и безраздельно, как можно дольше владеть
ими. Однако, прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют
и другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.
|