Духовные
искания и открытия князя Андрея Болконского
Герои
Л. Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся
на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут,
часто ошибаясь в своих поисках.
Князь
Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа
"Война и мир". С первого своего появления на страницах произведения и
до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней
логике.
И в
военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое
странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и
скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми
людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: "Ты всем
хорош, Andre, но в тебе есть какая-то
гордость мысли". Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает
найти применение своему уму и способностям, "он так всеми силами души
искал одного: быть вполне хорошим..." Но его жизнь похожа не на поиски
нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но
внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий
человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее
желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог
найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной
жизни.. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года:
"Он весь был предан делам своего полка, он был
заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его
называли "наш князь", им гордились и его
любили". Но постепенно он приходит к
выводу, что все его старания — не более чем суета.
Жизненный
путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история
постижения смысла жизни. Болконский
постепенно избавляется от иллюзий - стремления к светской славе,
военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером
отрицает возможность преобразований даже в пределах имения. Однако сам
реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем
временам неслыханным новшеством. * Главное в натуре Андрея Болконского -
честность и искренность, поэтому он боится
громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то
делать, то тоже без лишних слов.
Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе
приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к "ближним" князь
считает ханжеством. Любить следует в первую очередь
себя и своих родных. А, уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно
будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным
бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью.
Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами
счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии,
любовь к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он
убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само
собой, случайно или по воле рока. Особенно ярко эта истина открылась ему
накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей
хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: "Ежели война
теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо
понимать это и не играть в войну". Он постигает ценность жизни отдельного
человека, от маршала до солдата.
Ранение и
последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание
Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал
наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает
людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со
всеми его недостатками.
Андрей Болконский
прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь —
это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной
доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и
самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный,
по мнению Л. Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.
|