Произносить слова могут научиться как крупные, так и мелкие попугаи,
как самки, так и самцы, но не все особи даже одного вида обладают
одинаковыми способностями. Однако для этих целей приобретать все же
следует наиболее молодых и подвижных птиц, которые внимательно
присматриваются и прислушиваются ко всему, что происходит вокруг. Кроме
того, обучать разговору нужно уже ручного, привыкшего к вам попугая,
который будет более внимателен ко всему, что вы произносите во время
занятия.
Обучение следует проводить ежедневно, всегда в определенное время, продолжительностью по 40-50 минут не менее 4 раз в день. Перед
уроком обучаемого попугая желательно поместить в отдельную комнату,
чтобы его не отвлекали посторонние звуки. При обучении попугая
насвистыванию куплетов из песен или разговору любитель сам должен
правильно произносить слова и всегда одинаково, ровно и отчетливо
насвистывать куплеты из песен, добиваясь от попугая хорошего
воспроизведения необходимого звука. Когда попугай выучит один куплет,
переходят к следующему. Чтобы попугай насвистывал куплеты в нужном
порядке, обучающий должен насвистывать оба куплета подряд, и попугай
привыкает их воспроизводить в нужном порядке.
По окончании урока при правильном произношении слов или мотива попугаю дают лакомство и ставят клетку на постоянное место. Обучение
разговору должно начинаться с простейших слов, и лишь после их усвоения
переходят к более сложным словам и фразам. Каждый день, особенно утром
перед кормлением, нужно произносить громко, отчетливо и ровным голосом
какое-нибудь одно слово. Первые слова, которым обучают попугая, должны
иметь гласные буквы — а, о, из согласных — преимущественно к, п, р, т.
Опыт показывает, что женские голоса попугаи воспринимают лучше, чем
мужские. Слова, которым обучают попугая, должны быть сказаны к месту.
Например, когда обучают попугая словам «попочка хочет кашки» — ему
должны предложить корм, входя в квартиру нужно говорить попугаю
«здравствуй», а уходя — «до свидания». Все слова способный попугай
усваивает поразительно быстро и приурочивает их к соответствующему
случаю почти всегда безошибочно. С говорящим попугаем нужно постоянно
заниматься, чтобы он не забыл того, что выучил, и запомнил новые слова.
Чтобы
обучить попугаев разговору и научить их исполнять куплеты из песен
очень удобно использовать магнитофоны первого или второго класса.
Опытные любители попугаев и канареек на практике доказали, что
качественная по чистоте звучания магнитная запись положительно влияет
на успехи пернатого ученика. При умелом использовании этого прибора он
может служить серьезным подспорьем в обучении. В настоящее время в
России магнитофон редко применяется при обучении попугаев, так как
отсутствует хорошо отработанная методика и не выпускаются
соответствующие руководства. Чтобы как-то восполнить этот пробел, в
брошюре приводится методика обучения попугаев с помощью магнитофона,
основанная на обобщении данных некоторых российских и зарубежных
любителей. В начале XX века для обучения попугаев уже использовался
граммофон, и довольно успешно. Современные магнитофоны более совершенны
и вполне могут применяться для записи необходимых звуков, чтобы потом
использовать их при обучении попугаев.
Магнитофон,
предназначенный для записи куплета песни или разговора, не должен
издавать посторонних шумов, но должен иметь возможно больший диапазон
пропускаемых частот и высокую скорость движения магнитофонной ленты.
Чем больше скорость, тем больше ширина полосы записываемых частот, тем
полнее, богаче, сочнее будут звучать песни или человеческая речь.
Поэтому куплет песни или слова следует записывать на самой высокой
скорости, которая имеется в магнитофоне. Правда, расход пленки будет
большим, но качество записанных звуков значительно выше.
Качество
записи звуков во многом зависит и от качества магнитофонной ленты,
поэтому лучше приобретать для этой цели импортные ленты. Для работы
следует тщательно подобрать микрофон. Наиболее пригодны динамические
микрофоны, которые достаточно чувствительны, почти не дают шумов, не
боятся сырости и сотрясений. Для записи песен и слов лучше всего
пользоваться репортерскими микрофонами.
Песню записать на
магнитофонную ленту сложнее, чем человеческую речь. Длина ленты с
записанными звуками и паузами между ними должна составлять
приблизительно 12-20 м, которой должно хватить на 40-50 минут
непрерывной работы магнитофона.
Магнитофонную запись следует
использовать только как вспомогательное средство, применяя ее для
обучения попугаев после непосредственного контакта с человеком.
Как
показывает практика, наиболее способными являются серые попугаи,
особенно их подвиды с ярко-красным хвостом. Среди этих птиц нередко
встречаются очень способные особи, которые точно воспроизводят
услышанные звуки, запоминают до нескольких сотен слов и фраз и
применяют их в нужный момент. Серые попугаи имеют наиболее высокий
«интеллект» среди других видов этого отряда. Особенно восприимчивы к
обучению птицы, выращенные человеком.
Однако не следует слишком
обольщаться, так как и среди представителей этого вида встречаются
иногда особи с ограниченными способностями к воспроизведению
человеческой речи. Если же вы приобретете серого попугая, обладающего
хорошими способностями к имитации человеческой речи, то такая особь
принесет вам большое эмоциональное удовлетворение и восхитит даже
черствого человека. Такого серого попугая я увидел у московского
любителя М. Цукера. Гоша — полноправный член семьи, который живет в
этой семье уже много лет, может произносить более 200 слов и фраз,
применяя их в нужный момент. Больше всего он любит хозяйку дома. Если
хочет позвать ее, то кричит: «Лида, иди сюда». Когда хозяйка, ласково
приговаривая, чешет ему голову или под крыльями, Гоша поднимает от
удовольствия перышки на голове и спине. Говорит ли он, поет или
насвистывает куплет песни — все исполняет четко и с нужной интонацией.
Беседовать с Гошей — большое удовольствие.
К интересным и
способным относятся некоторые крупные виды амазонских попугаев.
Наиболее способными из них являются виды: желтоголовые, сине-лобые и
кубинские амазоны. У меня, например, несколько лет жил белоголовый
амазон, который произносил чисто и громко слова «папа», «Лида», «Саша»,
мяукал по-кошачьи и кудахтал, как курица.
Мои самые любимые
попугаи — какаду. Они по праву принадлежат к одним из самых популярных
и забавных комнатных птиц, но не столько за умение разговаривать,
сколько за внешний вид и поведение. Быстрота движений, комические
приседания и поклоны, энергичное развертывание и опускание хохла делают
их необыкновенно интересными для многих любителей природы. Как правило,
не обладая слишком большими способностями, какаду все же легко
выучиваются произносить около десятка слов и фраз, насвистывать куплеты
из какой-нибудь песни. Однако среди них нередко встречаются очень
способные птицы. Так, в Сокольниках у пожилой женщины я видел такого
какаду. Он очень много говорил в моем присутствии, пел куплеты из песни
«Катюша», часто звал внучку этой женщины — Наташу. Когда какаду был
голоден, он требовал кашки или говорил: «Попочка хочет кушать». Но
особенно рассмешила меня фраза: «Берегите попугая, это птица дорогая».
И хотя с тех пор прошло много лет, я и сейчас вспоминаю четкий, ясный и
громкий разговор желтощекого какаду.
Арары по своим способностям
к воспроизведению звуков человеческой речи стоят ниже других видов,
объединенных в группу «говорящих попугаев», но более способны, чем
мелкие и средние виды этого отряда. Среди них довольно часто
встречаются попугаи, говорящие около 10 слов и фраз, произносящие их
чисто, громко и с определенной интонацией.
Не у всех попугаев
равные способности, но при целенаправленном, интенсивном обучении почти
каждый попугай в молодом возрасте может научиться говорить. В плохом
усвоении урока нередко бывает виноват человек, обучающий птицу. Для
успешного обучения необходим тесный эмоциональный контакт человека с
попугаем. К птице нужно ласково относиться не только в обычное время,
но и во время обучения, любить попугая и понимать его. Количество
выученных слов и фраз зависит не только от способностей попугая, но
также от времени, затраченного на обучение, применяемой методики и
терпения учителя. Чем интенсивнее занятия, тем богаче словарный запас
попугая. Он запоминает слово или фразу как одно целое, если же вы
измените интонацию, тональность или порядок слов в песне или
предложении, то попугай не сможет правильно воспроизвести эти звуки.
Поэтому при обучении нужно всегда говорить в одной и той же
последовательности, с одной и той же интонацией. Наиболее трудно от
попугая добиться произношения первых слов, затем обучение идет
успешнее. В первый год попугай легче и быстрее запоминает слова и
звуки, затем эти способности снижаются, поэтому этот период следует
использовать с наибольшей пользой для «образования» попугая. Затем
попугай, имеющий хороший запас слов, будет и дальше его восполнять, но
уже не с такой эффективностью, как в более молодом возрасте. При
разговоре попугай может преподносить вам приятные и неприятные
(сквернословие) сюрпризы.
При обучении не имеет особого
значения, где находится попугай — в клетке или на плече, но очень
важно, чтобы он слушал сосредоточенно и внимательно вашу речь или звуки
из магнитофона.
Различают произвольное и направленное обучение
разговору. При произвольном обучении воспроизведение звуков может быть
не связано с предметом или ситуацией, поэтому попугай выучивается
разговору быстрее и легче. Направленное обучение преследует связь
воспроизведения звуков с определенным предметом или ситуацией.
Например, попугай говорит: «Дай Петрушке кашки», — значит он голоден, а
в кормушке нет зерновой смеси. Направленное обучение требует большего
времени для усвоения, слова необходимо постоянно подкреплять
повторением. Возможно, что сначала воспроизводить такие фразы попугай
будет не всегда в нужном порядке. Попугаи лучше всего запоминают слова
и фразы эмоционально окрашенные, восклицания или вопросы: «Как
поживаешь, товарищ? Привет! Дурак! Ура! Какой ты, петрушка, хороший!» и
т. д.