История рождественской елки Символика новогодней елки
Истоки этого символа связаны с этимологией осознания дерева в целом.
Издревле
у разных народов сложились свои культы деревьев: в Древней Греции — дуб
и олива, в Древнем Риме — дуб и лавр, в Вавилоне, Финикии, Халдее
Египте — пальма, у китайцев — персик, шелковица и слива, у буддистов —
фиговое дерево, священный фикус и дерево бо, у древних кельтов — дуб,
береза, орешник, ясень и тис, у скандинавов — ясень, в ламаизме —
береза, у даосов — персик, у народов Мексики — агава, у финно-угорских
народов — береза, у славян — дуб, береза, липа, у древних германцев —
ель и дуб. Однако все деревья имеют единую символику: они соединяют
небо, землю и подземный мир, дают возможность сообщения между ними.
Посредством дерева человек получает доступ к солнечным, божественным
силам.
Поэтому в мифологическом сознании дерево является центром мира, местом соприкосновения сакрального и обыденного.
Кроме того, вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь, бесконечный и бессмертный дух.
Понятие
дерева в различных языках и диалектах соотносится с понятиями
вместилища душ и духов, загробного мира, вселенной, центра мира,
гармонии, чуда и волшебства, жертвоприношения и Бога.
В религиях
иудеев и христиан в раю растут дерево жизни и дерево познания. На
дереве жизни — плоды бессмертия; на дереве познания — плоды добра и
зла. В описании рая других религий также рассказывается о деревьях, на
которых растут плоды бессмертия, например в даосизме и буддизме — это
персик. В китайском, японском, шумерском и индийском раю на деревьях
растут драгоценные камни. Во многих религиях прослеживается традиция
украшать деревья фонариками, гирляндами, свечами и плодами. Такие
деревья символизируют перерождение.
Рождественская елка была еще во времена мифологии
Как
свидетельствуют источники, в мифологии деревья соотносятся не только с
божествами и людьми, но и с животными. Так, в скандинавской мифологии
на вершине мирового дерева Иггдрасиль сидит мудрый орел, корни его
гложут дракон и змеи, по стволу бегает белка, являющаяся посредником
между «верхом» и «низом», а в середине щиплют листья олень и коза. Все
эти животные появляются на изображениях мирового дерева. Иногда вместе
с ними можно увидеть петуха — символа солнца и бдительности.
Практически
во всех религиях боги умирают на дереве, чтобы потом воскреснуть. Водан
— верховный бог скандинавских и германских племен, сам себя принес в
жертву и девять дней висел на мировом дереве Иггдрасиль, пронзенный
собственным копьем.
В соответствии с традициями
западно-христианской символики, Спасителя распяли на деревянном кресте,
сделанном из дерева познания добра и зла, то есть и грехопадение
человека, и его спасение обретено на одном и том же дереве. Чтобы
обновить мир, Иисус Христос вынужден был пройти через смерть на кресте
и воскресение, поэтому христианский крест может отождествляться с
мировым деревом — той осью, которая соединяет сакральный и обыденный
миры. Райское дерево
Поскольку райское дерево — дерево
«первого» Адама, его иногда называют «адамовым». Апостол Павел в своих
Посланиях к римлянам и коринфянам описывает Христа как «второго»
(нового) Адама, а его райским деревом становится крест Голгофы. По
христианскому преданию, у основания креста, на котором распяли
Спасителя, лежали кости Адама. Таким образом, райское дерево
соотносится с двумя Адамами.
Современные протестанты
отождествляют рождественское дерево с райским и украшают его
предметами, раскрывающими этот смысл: яблоками, как напоминание о
плодах познания добра и зла, розами — по числу лет, прожитых «вторым»
Адамом в человеческом образе, хлебной выпечкой — в знак новой жизни,
которую «второй» Адам принес человеку, и свечами, выражающими
божественную любовь. На макушку рождественского дерева водружается
Вифлеемская звезда, но эта звезда одновременно символизирует и
Полярную звезду над земной осью — мировым деревом. Интересно, что в
индоевропейских языках слова со значением «дерево» могли принимать
значение «вера, верить» («Сравнительный словарь мифологической
символики» М. М. Маковского). Рождественское дерево
До сих
пор речь шла о райском дереве вообще. И тем не менее, в нашем сознании
новогоднее и рождественское дерево ассоциируется, прежде всего, с
сосной или елью.
Издревле верили, что ель обладает чудесным свойством защищать от ведьм и другой нечисти.
Так,
древние германцы в период зимнего солнцестояния специально подвешивали
ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Постепенно еловые ветви
стали заменяться целым деревом. Его подвешивали за корень к потолку.
Такое положение было символично: оно обозначало солнце, освещающее
землю, корни же демонстрировали основу, фундамент. Иными словами,
земное является отражением небесного.
Помимо ели с символикой
возрождения связаны омела и остролист. Еще во времена Римской империи в
период празднования зимнего солнцестояния дома украшались остролистом,
плющом, омелой и хвоей. Считалось, что эти растения наделены волшебной
силой. При этом особенное значение придавалось омеле -
небольшому
вечнозеленому кустарниковому растению, паразитирующему на стволах или
ветвях деревьев. У нее зеленовато-белые плоды, которые появляются в
середине зимы, казалось бы, вопреки всем законам природы.
Именно
поэтому она символизирует жизнь, связь между солнцем и человеком.
Особенно ценилась омела, выросшая на дубе. В этом случае она издревле
считалась даром богов. Считалось, что она излечивает от бесплодия,
исцеляет язвы, заживляет раны, помогает от колдовства, а также
открывает все замки (в том числе и от сердца)… Чтобы омела сохранила
свои чудесные свойства, при ее сборе необходимо было исполнить особые
действия: ее нельзя срезать с дерева простым железным инструментом, она
не должна касаться земли и добывать ее можно только в особый день,
перед новолунием.
По легенде, поцелуи под омелой усиливают ее
целительную силу, поэтому в Западной Европе принято целоваться под
ветками этого растения.
Омела может иметь для человека и
негативные последствия. Согласно скандинавским легендам, стрела из
омелы принесла смерть лучезарному богу Бальдру. Новогодняя елка в России
В
России новогодняя елка появляется после указа Петра 1 от 15 декабря
1699 года. Причем, в нем предписывалось украшать дома не только елками
и ее ветками, но и ветками сосны и даже можжевельника .
В царской
России елка стала популярной и любимой участницей зимних торжеств. В
Санкт-Петербурге самые большие елки устраивались в Аничковом дворце и
зале Дворянского собрания, где были организованы катальные горки,
карусели, базары детских игрушек и лотереи.
После 1917 года
большевики пытались изменить рождественское значение елки. Однако им
это не удалось. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев
"реабилитировал" праздник, и уже в 1936 году в Колонном зале Дома
Союзов была организована елка для детей.
Сейчас же елка
(натуральная или искусственная) – непременный атрибут новогоднего
праздника, создающий новогоднее настроение, декорирующий квартиры и
дома, и напоминающий о новогоднем чуде, которого так ждут дети, а часто
и взрослые!