(около 525-456 до н. э.)
Эсхил, древнегреческий поэт-драматург, сын Еврофориона, жил в
эпоху исторических перемен в своей отчизне. В обществе особенно остро
чувствовался антагонизм между освобождавшимся народом и реакционными
силами землевладельческой знати, а также острыми расхождениями и
столкновениями внутри самой демократической массы. По своему
происхождению Эсхил принадлежал к аристократическому роду, евпатридам,
но своими взглядами и симпатиями был на стороне всего нового,
прогрессивного, что воплощалось для него в афинской демократии.
Когда Эсхилу исполнилось шестнадцать лет, в Афинах были свергнуты
Писистратиды - сыновья захватившего власть в городе тирана. Через два
года были проведены революционные меры Клисфена, направленные против
аристократических верхов. Борьба не прекращалась и не затихала. 3а пять
лет до смерти Эсхила были упразднены права высшего судилища - ареопага.
Крестьяне, ремесленники, корабельщики, торговогые люда стремились
утвердить свой статус. Став главной ведущей силой в Афинах, они должны
были ограждать город и от внутренних, и от внешних противников -
олигархической Спарты, Беотии, Эгины.
Эсхил старался утвердить в своем творчестве демократические принципы. а
когда над его родиной нависла угроза неволи, он с копьем в руке отважно
защищал отчизну. Эсхил принимал участие в персидских войнах, сражался
при Марафоне и при Платеях. Защита отечества считалась для него
важнейшим подвигом и назначением своей жизни. Это доказывает эпитафия,
которую, вероятно, написал сам Эсхил, так как в надгробной надписи он
отметил своим главным качеством лишь доблесть бойца, не упомянув о
своем творчестве. Если бы эту эпитафию написал кто-нибудь другой, то о
творчестве великого трагика было бы сказано немало. Так или иначе, но
борьба греческого народа за свою свободу и независимость и легли в
основу мировоззрения писателя.
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем
79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, а также около 400
отрывков..Сюжеты Эсхил брал у Гомера и из эпического цикла. Самой
старой из известных трагедий Эсхила является трагедия "Персы" (Persai:
472 г.), представляющая собой вторую часть трилогии. Первой частью была
трагедия Финей (Fineus}, третьей - Главк Понтийский (Gloukos Pontieus);
за ними следовала сатирическая драма "Прометей, разжигающий, огонь"
(Prometeus Pyrkaeus).
В Древней Греции были популярны состязания в написании и постановке
трагедий. Эсхил выступил впервые в таком состязании в Афинах во время
70 олимпиады (499-496 гг. до н.э.) совместно с Хорилом и Пратином; в
484 г. одержал первую сценическую победу; а в 472 г. получил первую
награду за трилогию, включавшую "Персов".
В 471-469 гг. Эсхил совершил свое первое путешествие на Сицилию, ко
двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что
основанной дорической колонии Этны - "Этна" или "Этнеянки" (Aitnai или
Aitnaiai) и заново поставил "Персов". По возвращении в Афины
соревновался в 468 г. в конкурсе трагедий с дебютировавшим там
Софоклом, который одержал над ним победу. Но в 467 году снова победила
трагедия Эсхила. Всего он одержал 13 прижизненных побед и 15
посмертных. После 458 г. Эсхил во второй раз уехал на Сицилию, где и
умер в Геле.
В трагедиях Эсхил старался примирить традиционную греческую
мифологическую этику с новой моралью, религиозное мировоззрение с
гражданским. Он пытался постигнуть тайну человеческой судьбы и деяний,
веря в то, что человеческими стремлениями руководит провидение и что
даже боги не могут противостоять судьбе.
Человек, упоенный слишком большим могуществом и богатством, легко
поддается чувству превосходства, которое подталкивает его к
преступлению. Кара за проступок падает на виновника и весь его род.
Эсхил сделал человека ответственным за собственные действия.
Единственной школой жизни, по Эсхилу, является страдание, которое учит
человека "умеренности".
Величественность является основной чертой драматургии Эсхила.
Величественны у него и герои. Они обуреваемы сильными страстями,
мужественны, имеют несгибаемую силу воли, которая ведет их к цели
(Этеокл, Прометей, Клитемнестра и др.)
Стиль и язык Эсхила согласуются с содержанием. Им характерна
возвышенность и патетичность, но язык простых людей, появляющихся в его
трагедиях обыденный и понятный.
Эсхил добился признания как у своих современников, так и у потомков. Он
был и остается известным и великим поэтом, трагиком, Титаном в
литературе. Наиболее сильное влияние Эсхила наблюдалось в период
романтизма. Английские поэты (Байрон, Шелли, Китс) создали свое
представление о таком явлении как "прометеизм". Трагедии Эсхила до сих
пор не сходят со сцен многих театров по всему миру.
|