(21.07.1899 - 2.07.1961)
Эрнест Миллер Хемингуэй (Ernest Miller Hemingway) родился 21 июля 1899
года в Оак Парк, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хэмингуэй
был врачом, а мама, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию детей. Эрнст
был первым ребенком в семье. Литературное призвание Хэмингуэя
проявилось ещё в школьные годы. После выпуска из среднего учебного
заведения он решил не поступать в Университет, а переехал в Канзас, где
устроился работать в местную газету Star.
Хэмингуэй очень хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему
отказывали. Но он все-таки сумел попасть на I Мировую войну,
устроившись шофером скорой помощи. 8 июля 1918 года он был ранен на
австро-итальянском фронте, под Фоссальто ди Пьяве. В госпитале Эрнест
влюбился в медсестру Агнес фон Куровски, которая, тем не менее,
отказала ему. Эти самые яркие впечатления юности Хэмингуэй никогда не
забывал.
После войны Эрнест Хэмингуэй возобновил литературные эксперименты,
работая журналистом в Чикаго. Тогда же он первый раз (из четырёх)
женился. В Париже, куда его послали в командировку от газеты Toronto
Star, Хэмингуэй познакомился с такими литературными корифеями, как Ф.
С. Фитцджеральд, Г. Штейн и Эзра Паунд, которые оценили труды молодого
человека. Эти высокие отзывы его воодушевили, и уже в 1925 году была
опубликована первая книга Хэмингуэя - сборник "In Our Times" ("В наше
время"). В этом сборнике косвенно отразились воспоминания детства.
Рассказы привлекли внимание критики стоическим тоном и объективной,
сдержанной манерой письма. Первый настоящий писательский успех пришел к
Хэмингуэю в 1926 году после выхода в свет "The Sun Also Rises" ("Солнце
тоже восходит"), пессимистичного, но в то же время блистательного
романа о "потерянном поколении" французских и испанских репатриантов
1920-х годов. Воспоминаниям об этом периоде посвящена его посмертно
опубликованная книга Праздник, который всегда с тобой (A Moveable
Feast, 1964). Она содержит как автобиографические заметки, так и
портреты литераторов-современников.
Послевоенные годы Хэмингуэй посвятил полностью литературе. Основным его
местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал,
поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1927 году
вышел сборник рассказов "Men Without Women" ("Мужчины без женщин"), а в
1933 году - "Winner Take Nothing" ("Победитель ничего не получает")
окончательно утвердили Хэмингуэя в глазах читателей как уникального
автора коротких рассказов.
Среди них особенно известны "Убийцы", "Счастливая жизнь Френсиса
Макобера" и "Снега Килиманджаро". И все же большинству Хэмингуэй
памятен романом "A Farewell To Arms" ("Прощай, оружие"), 1929 -
историей несчастной любви, развивавшейся на фоне сражений I Мировой
войны, о лейтенанте-американце, дезертирующем из итальянской армии, и
его возлюбленной-англичанке, которая умирает родами.
За первыми триумфами последовало несколько менее заметных произведений
– Смерть после полудня (Death in the Afternoon, 1932) и Зеленые холмы
Африки (Green Hills of Africa, 1935); последняя – автобиографический и
обстоятельный рассказ об охоте на крупных животных в Африке. Смерть
после полудня посвящена бою быков в Испании, в котором автор видит
скорее трагический ритуал, нежели спорт; второе произведение на ту же
тему, Опасное лето (The Dangerous Summer), было опубликовано лишь в
1985. В романе Иметь и не иметь (To Have and Have Not, 1937), действие
которого происходит во время экономической депрессии, Хемингуэй впервые
повел речь об общественных проблемах и о возможности согласованных,
коллективных действий.
Этот новый интерес привел его снова в Испанию, раздираемую гражданской
войной. Хэмингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании в
середине 1930-х годов. Он даже организовал сбор пожертвований в пользу
республиканцев, боровшихся с генералом Франко.
Результатом длительного пребывания Хемингуэя в стране стала его
единственная большая пьеса Пятая колонна (The Fifth Column, 1938),
действие которой происходит в осажденном Мадриде, и самый длинный
роман, первое после 1929 масштабное и значительное произведение, По ком
звонит колокол (For Whom the Bell Tolls, 1940).
В этой книге, повествующей о трех последних днях американского
добровольца, отдавшего жизнь за республику, проводится мысль о том, что
потеря свободы в одном месте наносит ей урон повсюду. Этот роман многие
критики рассматривают как лучшую работу писателя. Дело в том, что
военная тема была одной из самых любимых в творчестве Хэмингуэя.
Вслед за этим успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя
пауза, объяснявшаяся, среди прочего, его нелитературными занятиями:
деятельным, хотя и предпринятым на свой страх и риск участием во Второй
мировой войне, главным образом на территории Франции. Хэмингуэй всегда
оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые
позже стали хрестоматийным материалом. Его записи, поэтому, имеют не
только литературную, но и историческую ценность.
После войны писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную
деятельность. Его новый роман За рекой, в тени деревьев (Across the
River and into the Trees, 1950) – о пожилом американском полковнике в
Венеции – был встречен холодно. Зато следующая книга, повесть Старик и
море (The Old Man and the Sea, 1952), почти единодушно была признана
шедевром. За эту повесть в 1953 году Эрнест Хэмингуэй получил
Пулитцеровскую премию. Это произведение повлияло также на присуждение
Хэмингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году.
Центральные персонажи романов и некоторых рассказов Хемингуэя очень
похожи и получили собирательное имя «хемингуэевский герой». Гораздо
меньшую роль играет «хемингуэевская героиня» – идеализированный образ
бескорыстной покладистой женщины, возлюбленной героя: англичанка Кэтрин
в Прощай, оружие, испанка Мария в По ком звонит колокол, итальянка
Рената в За рекой, в тени деревьев. Несколько менее четкий, но более
значимый образ, который играет ключевую роль в произведениях Хемингуэя,
– это человек, олицетворяющий то, что иногда называют «хемингуэевским
кодексом» в вопросах чести, храбрости и стойкости.
Литературная репутация Хемингуэя в значительной степени зиждется на
стиле его прозы, который он оттачивал с большой тщательностью. Под
сильным впечатлением от Гекльберри Финна Марка Твена и некоторых
произведений С.Крейна, усвоив уроки Гертруды Стайн, Ш.Андерсона и
других писателей, он выработал в послевоенном Париже совершенно новый,
простой и ясный стиль. Манера его письма, в основе своей разговорная,
но скупая, объективная, неэмоциональная и нередко ироническая, оказала
влияние на писателей всего мира и, в частности, существенно оживила
искусство диалога.
В 1960 году Фидель Кастро пришел к власти на Кубе, поэтому писателю пришлось покинуть остров и возвратиться в США, в Айдахо.
Последние годы жизни Эрнест Хэмингуэй страдал тяжелыми депрессиями и
расстройствами психики, а также циррозом печени. В 1960 г. Хемингуэй
лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота) с диагнозом депрессии
и серьезного умственного расстройства. После возвращения из больницы
Хэмингуэй покончил с собой, выстрелив себе в лоб из охотничьей
двустволки. Это произошло 2 июля 1961 года в его собственном доме в
Кетчеме, штат Айдахо, США.
|