(1821 - 1880) Флобер Гюстав
Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим
отделением в руанском госпитале; мать была родом из старинной
нормандской семьи, и от нее Флобер унаследовал свою внешность плотного
коренастого нормандца, с крупными чертами лица. Он родился в госпитале
и жил там, в квартире отца, до 18 лет. У него с детства было особое
влечение к зрелищу болезни и смерти, к сильным и мрачным ощущениям: еще
совсем ребенком он тайком перелезал через стену, чтобы рассматривать
трупы в зале для вскрытия.
Юношей он привлекал симпатии сумасшедших и идиотов и любил наблюдать
больных, как бы подготовляясь к занимавшему его впоследствии изучению
нравственного уродства людей, "гангрены жизни". Его всегда влекло к
таинственному, ужасному и уродливому.
В 1840 г. Флобер отправился в Париж изучать право, не чувствуя особого
призвания к юридическим наукам; жил в Париже довольно уединенно,
избегая общества товарищей и посещая лишь нескольких художников, в том
числе скульптора Прадье; у него он познакомился с Виктором Гюго и с
писательницей Луизой Коле. Занятия в Париже были прерваны в 1845 г.,
когда умер отец Флобера и вскоре после того его любимая сестра
Каролина. Мать его очень страдала от одиночества, и ради нее Флобер
легко решился оставить Париж, который он не любил, и занятия правом,
мало его интересовавшие.
Он поселился с матерью в Круассе, близ Руана, в своем маленьком
живописном поместье, и прожил там до самой смерти, ведя одинокий образ
жизни, работая без устали; за всю жизнь он совершил только два
продолжительных путешествия - одно по Бретани в 1846 г., другое на
Восток в 1849 г., оба раза в сопровождении своего друга Максима Дю Кана.
С 1846 г. Флобер предался исключительно литературе, много читал,
задумывал свои будущие произведения, делал подготовительные работы,
писал о своих планах и мыслях друзьям. К этому же времени относится
начало его романа с Луизой Коле. Это была его единственная серьезная
привязанность, длившаяся восемь лет, с промежутками, временными
разрывами и примирениями. В 1849 г. он объездил Египет, Сирию,
Палестину, Грецию; особенно сильное впечатление, как это видно по его
собственным описаниям, произвели на него пирамиды и сфинкс.
Первый его роман, "Мадам Бовари", появился в "Revue de Paris" в 1856
г., против Флобера возбужден был процесс за оскорбление этим романом
общественной нравственности; после горячих судебных прений он был
оправдан.
Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом,
был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом,
Максимом Дю-Каном; мать его умерла, материальное положение ухудшилось,
так как значительную часть своего состояния он уступил бедным
родственникам.
Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным
заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд;
большое утешение доставлял ему также Гюи де Мопассан, сын одной из его
подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был
для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый
литературный труд рано истощили силы Флобера; он умер от
апоплексического удара.
В 1890 г. ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора
Шапю. Литература была исключительным интересом Флобера; все остальное,
всякие общественные и политические интересы он презирал и клеймил
кличкой буржуазности, что для него было синонимом глупости. Жизнь
интересовала его только как материал для литературы, как поле для
наблюдений; литература имела для него самодовлеющее значение, помимо
проповеди каких-либо идей и выяснения смысла жизни.
Его миросозерцание сводится к обличению тупости ненавистных ему буржуа,
без указания положительного идеала. Флобер - реалист по своей
прирожденной гениальной наблюдательности, по уменью докапываться до
самых скрытых психологических мотивов в поступках людей; сила его
реалистического таланта усугубляется его глубоким пессимизмом,
доходящим до мизантропии и до странного, болезненного влечения к
созерцанию тягостных, уродливых зрелищ.
Именно потому, что его раздражала и возмущала тупость людей, он
постоянно искал ее проявлений, тщательно запоминал свои наблюдения и с
особым наслаждением воссоздавал "гангрену жизни" в своих романах.
|