(22.4.1707 - 8.10.1754) Филдинг Генри
Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство
Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711
вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по
преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда
с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи. Учился в Итоне
(1719–1725) и Лейденском университете (1728–1730).
Первой публикацией Филдинга была сатирическая поэма Маскарад, 1728);
вскоре за ней последовала комедия положений Любовь под разными масками
(Love in Several Masques). В 1730 опубликовал четыре пьесы, среди них
ироикомическую Трагедию трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика
с Пальчик (The Tragedy of Tragedies, or The Life and Death of Tom Thumb
the Great), самую популярную из его пьес. В 1731 поставил Валлийскую
оперу (The Welsh Opera), в которой содержались нападки на первого
министра Р.Уолпола.
Уязвленный премьер добился того, что комедию запретили, однако Филдинг
не оставил политическую сатиру. Среди произведений этого рода особо
примечательны Пасквин. Комедия-сатира на современность (Pasquin; A
Dramatick Satire on the Times) (1736) и Исторический календарь за 1736
год (The Historical Register for 1736, 1737). Эти и другие подобные
пьесы привели к тому, что в 1737 Уолпол провел закон, устанавливавший
театральную цензуру.
Отлученный от театра, имея на иждивении жену Шарлотту Крейдок (они
вступили в брак в 1734), и двух дочерей, в 1737 Филдинг начал изучать
юриспруденцию, и в 1740 он был допущен к практике. 15 ноября 1739
Филдинг начал издавать журнал «Борец, или Британский Меркурий» («The
Champion, or The British Mercury»), связанный с парламентской
оппозицией, но в литературном отношении близкий «Болтуну» («The
Tatler»).
«Борец» враждовал с Уолполом, однако избегал откровенно политической
направленности, присущей другим журналам Филдинга, антистюартовскому
«Истинному патриоту» («True Patriot»), выходившему с 5 ноября 1745 по
17 июня 1746, и «Якобитскому журналу» («Jacobite's Journal»),
выходившему с 5 декабря 1747 по 5 ноября 1748, которые были вызваны к
жизни восстанием 1745–1746 в поддержку Стюартов и его последствиями, но
интересны и сегодня своими очерками и литературной критикой.
В награду за издание этих журналов и иные политические заслуги Филдинг
был в 1747 назначен мировым судьей в Вестминстере и позже – в
Мидлсексе. Он отличился на этом поприще, фактически создав лондонскую
полицию, и в 1749–1753 написал несколько памфлетов на социальные темы.
В своем последнем романе Амелия Филдинг во многом опирался на
собственный судейский опыт. С 4 января по 25 ноября 1752 выпускал свой
наименее партийный «Ковентгарденский журнал» («The Covent-Garden
Journal»).
Пьесы Филдинга ныне утратили популярность, и его слава основывается
главным образом на романах История Джозефа Эндруса и его друга Абраама
Адамса (The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend
Mr.Adams, 1742), История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого (The
History of the Life and Death of Jonathan Wilde the Great, 1743),
История Тома Джонса, найденыша (The History of Tom Jones, a Foundling,
1749) и Амелия (Amelia, 1751). К созданию Джозефа Эндруса, самого
светлого из этих произведений, писателя побудил роман С.Ричардсона
Памела, или Вознагражденная добродетель.
Еще прежде Филдинг остро высмеял Памелу, а заодно Апологию собственной
жизни актера и поэта-лауреата К.Сибера в короткой юмореске Апология
жизни миссис Шамелы Эндрус (An Apology for the Life of Mrs. Shamela
Andrews), но в Джозефе Эндрусе сатира более добродушна и не столь
резка. В романе привлекательны юмор и живо изображенные персонажи,
особенно педантичный и простодушный пастор Адамс. Филдинг называл это
произведение комическим авантюрным романом или комическим эпосом в
прозе, воспроизводящим манеру Дон Кихота Сервантеса. Пародируя Памелу
Ричардсона, Филдинг заставил необыкновенно целомудренного лакея Джозефа
отвергнуть похотливую леди Буби и бежать к честной служанке Фанни
Гудвилл. Завершают этот роман «большой дороги» раскрытие семейных тайн
и женитьба Джозефа и Фанни.
Джонатан Уайльд, яркая сатира на Уолпола, был начат предположительно
после выхода закона о театральной цензуре в 1737 и поспешно завершен,
чтобы попасть в сборник Смесь (Miscellanies, 1743). В сборник вошло
также незаконченное и неровное аллегорическое обозрение Путешествие в
загробный мир и прочее (Journey from This World to the Next), шутливые
стихи и другие легкие мелочи, но кроме того – серьезные эссе об
искусстве беседы, о людских характерах и несчастьях.
Том Джонс – признанный шедевр Филдинга. Романисту, утверждает в нем
Филдинг, необходимы изобретательность и рассудительность, хорошее
образование, широкий круг общения, человечность. Подробно
разработанный, но по существу простой сюжет Тома Джонса – один из самых
искусных в художественной литературе. Сквайр Олворти, обнаружив в доме
подкидыша, растит мальчика вместе с Блифилом, сыном своей сестры
Бриджет. Найденыш неблагоразумен, но добросердечен и становится
всеобщим любимцем. Том и живущая по соседству София Уэстерн любят друг
друга, завистливый Блифил клевещет Олворти на найденыша, и того
изгоняют.
София следует за ним – отчасти чтобы отделаться от Блифила, однако,
узнав о нескромности Тома в амурных делах, отрекается от него.
Обстоятельства Тома все ухудшаются, он близок к гибели, но затем
становятся известны низость Блифила и безупречная порядочность Тома.
Выясняется также, что он – сын Бриджет, и с благословения Олворти и
сквайра Уэстерна он женится на Софии.
Перегруженность работой надорвала его здоровье. В 1744 он пережил
трагедию: умерли его дочь и жена. В 1747 Филдинг женился вторично. В
1754 после изнурительной зимы, проведенной в суде, в борьбе с волной
убийств, он был вынужден уехать на лечение в Португалию, где умер 8
октября 1754. В Дневнике путешествия в Лиссабон (Journal of a Voyage to
Lisbon, 1755) с характерными для писателя остроумием и живостью мысли
описаны последние недели его жизни.
|