(1783–1842) Стендаль
Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец
Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте, и дед, Анри
Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской
интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в
своей библиотеке "большую энциклопедию наук и искусств" составленную
Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан-Жаком Руссо. Дед был поклонником
Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции
(1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком, и
углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже
скрываться, и он оказался на стороне старого режима.
После смерти матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и
дед впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику,
скрывавшемуся под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат
Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах,
тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.
В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную
школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных
городах, было ввести в республике государственное и светское обучение,
чтобы заменить им прежнее - частное и религиозное. Они должны были
вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией,
соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В
Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был
отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую
военных инженеров и артиллерийских офицеров.
Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж
через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал
Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом.
Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь
восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество.
Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к
месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако,
ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в
отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать
писателем.
Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию,
литературу и английский язык. В сущности, только здесь он получает свое
первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской
сенсуалистической и материалистической философией и становится
убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда
Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь
возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он
был доволен тем, что генерал Бонапарт "стал королем Франции"; в 1804
году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский,
кажется Стендалю очевидным "союзом всех обманщиков".
Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем
комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к
существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом
предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он
решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались
непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в
интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед
за армией Наполеона.
В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в
1809-м - в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где
задумывает свою книгу "История живописи в Италии". В 1812 году Стендаль
по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию,
вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с
остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о
героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа.
1814 году он присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и,
получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским
гнетом.
Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет
здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в
отставке, получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как
просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.
В Италии Стендаль печатает свое первое произведение - три биографии: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1814).
В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в
Германии, главным образом по книге А.В.Шлегеля "Курс драматической
литературы", только что переведенной на французский язык. Принимая
мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы
с классицизмом ради более свободного и более современного искусства,
он, однако, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого
романтизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей
французской литературы и просвещения.
Уже с1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит
выражение современных общественных интересов и социального протеста.
Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и
тесно связанный с итальянским национально-освободительным движением,
вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отражение в
следующей книге Стендаля - "История живописи в Италии" (1817), в
которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.
Одновременно Стендаль печатает книгу "Рим, Неаполь и Флоренция" (1817),
в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение,
нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту
картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки
современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая
блестящий талант повествователя.
С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые
итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские
тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне
1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной
политической и литературной борьбы.
В это время во Франции вновь с необычайной силой началась реакция.
Преданное королю министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко
возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми "свободами", представляемыми
конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, на сценах
театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, еще недавно
верные королю. В 1827 году после выборов, давших большинство либералам,
правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и
решил совершить государственный переворот, чтобы полностью восстановить
абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция, сбросившая
за три дня старую монархию.
Стендаль остро интересовался происходившей во Франции
политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование.
Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с
реакцией.
В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был ради
заработка заниматься поденной литературой: писать мелкие статьи для
французских и английских журналов. Он едва находил время для того,
чтобы писать роман.
Первым его произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была
книга "О любви" (1822). Книга эта представляет собою психологический
трактат, в котором Стендаль пытался характеризовать различные виды
любви, распространенные в тех или иных классах общества и в различные
исторические эпохи.
Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и
романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две
брошюры "Расин и Шекспир" (1823 и 1825). Брошюры обратили на себя
внимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух
литературных направлений.
В 1826 году Стендаль писал свой первый роман - "Арманс"(1827), где
изображает современную Францию, ее "высший свет", праздную,
ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию.
Однако и это произведение Стендаля несмотря на свои художественные
достоинства, не привлекло внимание читателей.
То был один из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое
состояние страны повергло его в уныние, материальное положение весьма
трудное: работа в английских журналах прекратилась, а книги не давали
почти никакого заработка. Личные дела приводили его в отчаяние. В это
время ему предложили составить путеводитель по Риму. Стендаль с
радостью согласился и за короткий срок написал книгу "Прогулки по Риму"
(1829) - в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы
французских туристов.
Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля
"Ванина Ванини, или некоторые подробности относительно последней венты
карбонариев, раскрытой в Папской области". Повесть вышла в свет в 1829
году.
В том же году Стендаль начал писать свой роман "Красное и черное",
который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830
года с датой "1831". В это время Стендаля уже не было во Франции.
В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать
высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только
среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в
каком либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля
"Судебная газета" является важным документом для изучения современного
общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете.
Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: "Красное и черное".
В подзаголовке романа стоит "Хроника XIX века". Под этим "веком"
следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в
основном написан до Июльской революции. Термин "Хроника" обозначает
здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.
Замечательно характеризовал этот роман М.Горький: "Стендаль был первым
литератором, который почти на другой день после победы буржуазии начал
проницательно и ярко изображать признаки неизбежности внутреннего
социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость".
28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом
увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Франции наступила
новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия. Стендаль
быстро разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя
свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считал
ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и
вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в Триест, а потом в
Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой должности
Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он
проводил в Риме и часто уезжал в Париж.
В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830
год - "Воспоминание эготиста", в 1835 - 1836-м - обширную
автобиографию, доведенную только до 1800 года - "Жизнь Анри Брюлара". В
1834 году Стендаль написал несколько глав романа "Люсьен Левен",
который также остался незаконченным. В это же время он заинтересовался
случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил
обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление
только через несколько лет: первая хроника "Виттория Аккорамбони",
появилась в 1837 году.
Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал "Записки
туриста" - книгу о своих путешествия по Франции, а еще через год вышел
в свет роман "Пармский монастырь", в котором отразилось его
великолепное знание Италии (1839). Это было последнее напечатанное им
произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни,
"Ламьель", остался незаконченным и был издан через много лет после его
смерти.
|