(ок. 496–406 до н.э.)
Софокл родился в деревне Колон (место действия его последней драмы),
находившейся примерно в 2,5 км к северу от Акрополя. Его отец, Софилл,
был состоятельным человеком. Софокл обучался музыке у Лампра,
выдающегося представителя старшей школы, а кроме того, брал призы на
атлетических состязаниях. В молодости Софокл отличался необычайной
красотой, вероятно, поэтому ему поручили возглавить хор юношей, певших
благодарственные гимны богам после победы над персами при Саламине (480
до н.э.). Двенадцатью годами позже (468 до н.э.)
Софокл впервые принял участие в театральных празднествах и выиграл
первый приз, превзойдя своего великого предшественника Эсхила.
Состязание двух поэтов вызвало в публике живейший интерес. С этого
момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее популярным из
афинских драматургов: более 20 раз он оказывался в состязании первым,
много раз вторым и никогда не занимал третьего места (участников было
всегда по три). Не было ему равных и по объему написанного: сообщается,
что Софоклу принадлежало 123 драмы.
Софокл пользовался успехом не только как драматург, он и вообще был
популярной личностью в Афинах. Софокл, как и все афиняне в 5 в.,
активно участвовал в общественной жизни. Возможно, он состоял членом
игравшей важную роль коллегии казначеев Афинского союза в 443–442 до
н.э., и совершенно точно известно, что Софокл был избран одним из
десяти стратегов, командовавших карательной экспедицией против Самоса в
440 до н.э.
Возможно, еще дважды Софокла избирали стратегом. Уже в весьма
преклонном возрасте, когда Афины проходили через эпоху поражения и
отчаяния, Софокла избрали одним из десяти «пробулов» (греч.
«советник»), которым были вверены судьбы Афин после катастрофы,
постигшей экспедицию на Сицилию (413 до н.э.). Таким образом, успехи
Софокла на государственном поприще не уступают его поэтическим
достижениям, что вполне характерно как для Афин 5 в., так и для самого
Софокла.
Софокл славился не только своей преданностью Афинам, но и благочестием.
Сообщается, что он основал святилище Геракла и был жрецом одного из
второстепенных божеств-целителей, Халона или Алкона, связанного с
культом Асклепия, и что он принимал в собственном доме бога Асклепия до
тех пор, пока не был завершен его храм в Афинах. (Культ Асклепия
утверждается в Афинах в 420 до н.э.; божеством, которое принимал у себя
Софокл, почти наверняка был священный змей.) После смерти Софокл был
обожествлен под именем «героя Дексиона» (это имя, произведенное от
корня «декс-», по-греч. «принимать», возможно, напоминает о том, как он
«принимал» Асклепия).
Широко известен анекдот о том, как Софокла вызвал в суд его сын Иофон,
который желал доказать, что престарелый отец уже не в состоянии
управлять имуществом семьи. И тогда Софокл убедил судей в своей
умственной полноценности, продекламировав оду в честь Афин из Эдипа в
Колоне. Эта история, безусловно вымышленная, поскольку сообщения
современников подтверждают, что последние годы Софокла прошли столь же
безмятежно, как и начало его жизни, и он до конца сохранил наилучшие
отношения с Иофоном.
Последнее, что нам известно о Софокле, – это его поступок при получении
известия о смерти Эврипида (весной 406 до н.э.). Тогда Софокл одел
участников хора в траур и вывел их на «проагон» (своего рода
генеральная репетиция перед состязанием трагиков) без праздничных
венков. В январе 405 до н.э., когда была поставлена комедия Аристофана
Лягушки, Софокла уже не было в живых.
Современники усматривали в его жизни сплошную череду удач. «Блаженный
Софокл, – восклицает комедиограф Фриних в Музах (поставленных в январе
405 до н.э.). – Он умер, прожив долгую жизнь, он был счастлив, умен,
сочинил множество прекрасных трагедий и скончался благополучно, не
изведав никаких бед».
Дошедшие до нас семь трагедий, по общему мнению, относятся к позднему
периоду творчества Софокла. (Кроме того, в 1912 был опубликован
папирус, сохранивший более 300 полных строк из потешной сатировской
драмы Следопыты.) На основании античных источников надежно установлены
даты постановки трагедий Филоктет (409 до н.э.), Эдип в Колоне
(посмертная постановка 401 до н.э.) и Антигона (за год или два до 440
до н.э.).
Трагедию Царь Эдип обычно относят к 429 до н.э., поскольку упоминание о
море может быть связано с аналогичным бедствием в Афинах. Трагедию Аякс
по стилистическим признакам следует отнести к более раннему периоду,
чем Антигона, относительно двух оставшихся пьес филологи не пришли к
единому мнению, хотя большинство предполагает достаточно раннюю дату
для трагедии Трахинянки (до 431 до н.э.) и более позднюю – для Электры
(ок. 431 до н.э.).
Так что семь уцелевших пьес можно выстроить примерно в таком порядке:
Аякс, Антигона, Трахинянки, Царь Эдип, Электра, Филоктет, Эдип в
Колоне. Известно, что Софокл получил первый приз за Филоктета и второй
– за Царя Эдипа. Вероятно, первого места была удостоена Антигона,
поскольку известно, что именно благодаря этой трагедии Софокл был
избран стратегом в 440 до н.э. О других трагедиях сведений нет,
известно лишь, что все они были удостоены либо первого, либо второго
места.
|