(1622 - 1673) Мольер Жан Батист
Жан-Батист родился в Париже, в семье Жана Поклена (придворный
обойщик, декоратор, продолжатель семейного дела) и Марии Креше (дочь
зажиточного буржуа). После того, как в 10 лет умерла мать, мальчик жил
с отцом, который видел в нем наследника своего ремесла. Жан-Батист
получил хорошее образование, окончил престижный иезуитский колледж в
Клермоне, где досконально изучил латынь, также, считается, что он
некоторое время учился в Орлеане, на юриста.
Все это
обозначало великолепные перспективы для будущего молодого человека, он
мог стать обеспеченным буржуа без особых усилий. Но в 21 год он
предпочел всему этому театральную карьеру. В июне 1643 года он покинул
свой социальный класс и семью и, совместно с Маделин Бежа, основал
"Блистательный театр".
Новообразованный театр обанкротился в 1645 году. Жана-Батиста заключили
в тюрьму за долги театра. Но, в тюрьме он пробыл недолго, историки
спорят о том, кто же заплатил за него - отец или любовник одной из
участниц труппы. Именно к этому времени относится появление
сценического псевдонима Мольер. Возможно, этот псевдоним был придуман
для того, чтобы не позорить отца наличием актера в семье (эта профессия
была презираема в обществе того времени).
После освобождения из тюрьмы Мольер и Маделин стали давать театральные
представления в провинции, путешествуя из города в город, из деревни в
деревню. Такая жизнь продолжалась 12 лет, окончившись успехом и
достижением покровительства Филиппа Орлеанского над труппой.
Мольер и труппа вернулись в Париж в 1658 году и сыграли перед королем
трагедию "Никомед", автор Корнель и фарс самого Мольера - "Доктор в
любви" (на данный момент пьеса считается утерянной). Выступление прошло
успешно, и труппе было даровано звание "Труппа Монсеньера" (брата
короля). Труппе, совместно с итальянской комедийной труппой, был
предоставлен театр Пти-Бурбон, в котором 18 ноября 1659 года была
предоставлена публике комедия "Смешные жеманницы". Эта комедия
открывает парижский цикл Мольера и известна так же тем, что, задев дам
того времени, была запрещена на две недели, после чего шла с удвоенным
успехом.
Постепенно слава Мольера разрасталась, у него появлялось все больше
поклонников и все больше врагов. Не смотря на увлечение трагедией,
Мольер стал знаменит благодаря своим фарсам, который обычно состояли из
одного акта и давались после трагедии.
Для достижения успеха в комедиях Мольер попросил своего партнера,
Тиберио Фиорелли, автора пьесы "Скарамуш" научить его секретам техники.
Так, следующая пьеса - "Сганарель, или Мнимый рогоносец" обязана своим
появлением этому обучению.
В 1662 году труппа Мольера и их итальянские коллеги переехали в театр
Пале-Рояль. В этом же году Мольер женился на Арманде, происхождение
которой пока остается неизвестным. Считается, что она была сестрой
Маделин, но так же вероятно, что она была незаконнорожденной дочерью
Маделин и герцога Моденского. И этот брак, и выпущенная в это же время
пьеса "Школа жен" вызвали волну критики и нападок в адрес Мольера.
Подобная критика не угасала до конца жизни Мольера, его обвиняли в
чрезмерном реализме и непочтительности, обвиняли в женитьбе на
собственной дочери. Многие бывшие друзья отвернулись от актера, но
король сохранял благосклонность, которую выразил в назначении Мольеру
пенсии и согласии быть крестным отцом первого сына Мольера и Арманды.
Дальнейшая творческая жизнь Мольера непрерывно связана с нападками на
него представителей церковной, медицинской сферы, а также высшего
общества и королевской защитой от подобных инцидентов. Многие пьесы
были запрещены, многие пришлось переделать, чтобы иметь возможность
поставить.
В 1672 году умирает Маделин Бежа, страдания Мольера связанные с этой
потерей и с ухудшавшимся здоровьем отразились на его творчестве, он
стал меньше писать, хотя на этот период приходятся такие шедевры, как
"Проделки Скапьена", "Ученные женщины", "Мнимый больной".
С последней пьесой связана смерть Мольера. Он страдал легочным
туберкулезом, который, возможно, был вызван пребыванием в тюрьме в
молодости. Во время исполнения пьесы, в которой играл сам Мольер, с ним
случился приступ кашля и кровотечения. Король настаивал на прекращении
выступления и отдыхе, но Мольер отказался и решил продолжать игру,
после чего с ним снова случился приступ и он умер несколько часов
спустя у себя дома.
Так как актеров запрещалось хоронить на кладбищах, такое же запрещение
последовало и в отношении Мольера. Благодаря королю, Мольер все же был
похоронен, но ночью и в той части кладбища, которая предназначалась для
некрещеных детей. В 1792 году его останки были перенесены в музей
французских памятников, а в 1817 перезахоронены на кладбище Пер Лашез,
в Париже.
|