(24.12.1798 - 26.11.1855) Мицкевич Адам
Родился на хуторе Заосье близ города Новогрудка, входящего
ныне в состав Белоруссии. Отец его, Николай Мицкевич, адвокат,
принадлежал к мелкопоместной шляхте. После окончания школы Адам
поступил на физико-математический факультет Виленского университета, на
котором проучился год. Весной 1816 года перешел на
историко-филологический факультет, который закончил в 1819 году.
Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-23). Ранние произведения
Мицкевича (первое стихотворение опубликовано в 1818 году)
свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения
(перевод отрывка из "Орлеанской девственницы" Вольтера; поэмы "Мешко,
князь Новогрудка", 1817, "Картофель", 1819, - обе опубликованы
полностью в 1948 году).
С 1817 года участвовал в создании и деятельности патриотических
молодежных кружков "филоматов" и "филаретов" ("любящих добродетель"),
написал для них ряд программных стихотворений, в том числе "Оду к
юности" (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодежи,
мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник Мицкевича
("Поэзия", т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в
польской литературе.
Во 2-й том "Поэзии" (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма
"Гражина", положившая начало жанру т. н. польской "поэтической
повести"; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и
самопожертвование героической личности. В этот том включена также
драматическая поэма "Дзяды" (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и
формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение
простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с
художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук
несчастливой любви и обличающий общество, поправшее "права сердца".
Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций,
Мицкевич был в 1824 году выслан из Литвы и до 1829 года пробыл в России
(Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с
участниками декабристского движения (Рылеев, А. А. Бестужев) и видными
писателями (Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские
связи способствовали созреванию у Мицкевича идеи революционного союза
народов России и Польши. В России вышла книга Мицкевича "Сонеты" (1826)
- с циклом "Крымские сонеты", поразившим читателя великолепием
пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-"пилигрима",
тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными
мотивами.
В 1828 году была опубликована поэма "Конрад Валленрод" (о борьбе
литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя -
одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа;
поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге
"Поэзия" (т. 1-2, 1829) Мицкевич включил новые интимно-лирические
стихи, поэму "Фарис", баллады.
В 1829 году Мицкевич выехал из России, посетил Германию, Швейцарию,
Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию
1830 года поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в
Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й
части "Дзядов" (1832) Мицкевич призвал соотечественников продолжать
борьбу. Эгоизму и соглашательству "верхов" общества он противопоставил
героизм и стойкость патриотической молодежи (эпизоды следствия по делу
"филаретов"), надежду на внутренние силы нации, создал титанический
образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на
поединок бога, как виновника царящего в мире зла.
Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия:
фантастический и реальный. К ней примыкал эпический "Отрывок" - картины
самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил
солидарность с передовыми людьми России (стихотворения "Памятник Петру
Великому", "Русским друзьям"). Вместе с тем в 3-й части "Дзядов" (как и
в художественно-публицистическом сочинении "Книги польского народа и
польского пилигримства", 1832) Мицкевич излагает доктрину т. н.
"польского мессианизма", согласно которой страдания Польши связаны с
особым историческим призванием народа-мученика - "Христа народов". Поэт
призывает польскую эмиграцию к участию во "всеобщей войне за вольность
народов", в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях
Мицкевича в газете "Пельгжим польски" - "Pielgrzym Polski", 1832-33).
В 1834 году Мицкевич опубликовал последнее свое крупное произведение -
поэму "Пан Тадеуш". Эта польская национальная эпопея, в которой
отчетливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией
старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и
индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует Мицкевич мир
шляхетской старины, не затушевывая его пороков, понимая его
историческую обреченность и в то же время любуясь его красочностью. В
последующие годы Мицкевич почти не писал (последний взлет его
вдохновения - несколько лирических стихов, 1838-39).
Он вел активную общественную и культурную деятельность: в 1839-40 годах
читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844 года) занимал
кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 году
обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А.
Товяньского.
В 1848 году Мицкевич возобновил революционную деятельность: создал
польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в
газете "Трибюн де пепль" ("La Tribune des peuples", 1849), выступал со
статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к
утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во
время Крымской войны 1853-56 годов Мицкевич отправился с политической
миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в
Париже, был перенесен в Краков в 1890 году).
Поэзия Мицкевича имела огромное значение для польского
национально-освободительного движения, для развития демократической
мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык,
стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль Мицкевича в развитии
польского театра (постановки его "Дзядов", многочисленные высказывания
по вопросам драматургии). В России Мицкевич приобрел популярность еще
при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, Лермонтов, К. Ф. Рылеев,
И. И. Козлов, Н. П. Огарев, Майков, М. Л. Михайлов, Фет, Брюсов, Бунин
и др.
|