(1891 - 1938)
Осип Эмильевич Мандельштам Родился в Варшаве в мелкобуржуазной
еврейской семье. Детство и юность прошли в Петербурге и Павловске. До
1907 года учился в Тенишевском училище.
Из петербургской
еврейской купеческой семьи. Увлекался эсеровским движением
(воспоминания "Шум времени"). В 1907-1908 слушал лекции в Париже, в
1909-1910 в Гейдельберге, в 1911-1917 изучал в Петербургском
университете романскую филологию (курса не закончил).
Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906,
систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация
1910. Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова,
посылает ему свои стихи). Его программа сочетать "суровость Тютчева с
ребячеством Верлена", высокость с детской непосредственностью. Сквозная
тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной
вечности и судьбы ("Неужели я настоящий И действительно смерть
придет?.."); интонация удивленной простоты; форма короткие
стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные
натюрморты).
Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает
заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные
мотивы целомудренно-сдержанны ("Неумолимые слова..." о Христе, который
не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из
стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.
В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в
1913 его стихи Notre Dame, "Айя-София" печатаются в программной
подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность,
"посюсторонность", "сообщничество сущих в заговоре против пустоты и
небытия", преодоление хрупкости человека и косности мироздания через
творчество ("из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам"):
поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется
"Камень".
Так же "зодчески" должно строиться и общество (стихи о всеединящем
Риме, статьи "Петр Чаадаев", "Скрябин и христианство"). Стихи его
приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими
мотивами ("Петербургские строфы", "Бах", "Я не увижу знаменитой
"Федры"); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает
остраненно-причудливые рисунки ("Кинематограф", "Домби и сын"). К нему
приходит известность в литературных кружках, он свой человек в
петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный
над стихами.
Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом
развенчивает ("Зверинец"); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе
("Кассандре", "Когда октябрьский нам готовил временщик...") сменяется
надеждой на то, что новое "жестоковыйное" государство может быть
гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету
домашнее, "эллинское" (а не римское!) тепло человеческого слова. Об
этом его лирические статьи "Слово и культура", "О природе слова",
"Гуманизм и современность", "Пшеница человеческая" и др..
В 1919-1920 (и позднее, в 1921-1922) он уезжает из голодного Петербурга
на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания "Феодосия", но от эмиграции
отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной,
Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после
гибели героически спасет его наследие.
Стихи 1916-1921 гг. (сборник Tristia, "Вторая книга") написаны в новой
манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: "живое
слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,
... милое тело". Слова соединяются в фразы только звуками и
семантической эмоцией ("Россия, Лета, Лорелея"), связь между фразами
теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются
"черное солнце" любви, смерти, исторической катастрофы, "ночное солнце"
сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его
"святые острова" Эллады ("На розвальнях...", "Сестры тяжесть и
нежность...", "Золотистого меда струя...", "В Петербурге мы сойдемся
снова ..." и др.).
К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам
чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового ("Нашедший
подкову", "1 января 1924") и после 1925 на пять лет перестает писать
стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник "Стихотворения" и
прозаическая повесть "Египетская марка" (тем же отрывисто-ассоциативным
стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.
С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и
безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: "чувствую себя
должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается".
Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их
фальсифицирует. В 1930 он пишет "Четвертую прозу", жесточайшее
обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу ("эпиграмму")
против Сталина ("Мы живем, под собою не чуя страны...").
Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к
творчеству (за редкими исключениями, "в стол", не для печати): его
стихи о чести и совести, завещанных революционными "разночинцами", о
новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной
природы, как биологическое или геологическое явление ("Сохрани мою
речь...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Армения", очерки
"Путешествие в Армению"). Ассоциативный стиль его стихов становится все
более резким, порывистым темным; теоретическая мотивировка его в эссе
"Разговор о Данте".
В мае 1934 Мандельштам арестован (за "эпиграмму" и другие стихи),
сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и
попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая
1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на
скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость
приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с
открытым приятием советской действительности и с готовностью на
жертвенную смерть ("Стансы", так называемая "ода" Сталину.); впрочем,
многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или "эзопов
язык".
Центральное произведение воронежских лет "Стихи о неизвестном солдате",
самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной
революционной войны за выживание человечества и его мирового разума.
Мандельштам то надеялся, что "ода" спасет его, то говорил, что "это
была болезнь", и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в
окрестностях Москвы, "как в страшном сне". В мае 1938 его арестовывают
вторично "за контрреволюционную деятельность" и направляют на Колыму.
Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по
официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР
под запретом около 20 лет.
|