(15.09.1890 - 12.01.1976) Кристи Агата
(урожденная Миллер, Miller) английская писательница, непревзойденный мастер детектива.
Родилась в состоятельной семье, получила неплохое домашнее образование,
в частности, музыкальное и только боязнь публичных выступлений помешала
ей выбрать путь профессиональной исполнительницы. В 1914 году вышла
замуж за майора Арчибалда Кристи, который дал ей имя, но не сделал
счастливой. Во время Первой мировой войны работала в госпитальной
аптеке, где получила знание о ядах, впоследствии использованное при
создании детективных романов. В 1919 году у супругов Кристи родилась
дочь.
Продолжая традицию Эдгара По и Артура Конана Дойла, в первый же
детективный роман "Таинственное происшествие в Стайлзе" (1920) вводит
пару сыщиков: хитроумного бельгийца Эркюля Пуаро и недалекого капитана
Гастингса (отчасти спародированные Шерлок Холмс и доктор Ватсон).
Следует также детективной традиции английской писательницы М. З.
Брэддон (1837-1915) и американки Анны Кэтрин Грин, впервые в качестве
детектива использующей женщину (мисс Джейн Марпл - у Кристи).
В 1926 году выходит один из самых популярных и известных романов Кристи
"Убийство Роджера Экройда" и в том же году она расстается с неверным
Арчибалдом Кристи. Через несколько лет писательница заключает более
счастливый брак с археологом Максом Мэллоуэном и ездит с ним на
раскопки в Сирию и Ирак (отсюда "восточный" цикл ее романов). Всего с
1920 по 1976 годы Кристи напишет 68 детективных романов, 6 романов
любовно-психологических (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт), а также
несколько пьес, одна из которых, "Мышеловка", уже 50 лет не сходит со
сцены.
Каждый роман Кристи отчасти напоминает "шахматную" партию - "задачу",
которая разыгрывается с помощью стереотипных фигур: молодые девушки,
отставные военные, деревенские сквайры, семейные поверенные,
легкомысленные светские красавицы, молодые люди, склонные к мотовству,
а иногда злодейству. Все эти образы - "клише" - переходят из романа в
роман, однако от этого они не становятся менее увлекательными. Главное
у нее - "комбинации фигур" и непредсказуемые ходы в "игре".
Герои, как правило, действуют и размышляют на уровне
общераспространенных мнений. Они выразители вечных истин: добро - это
хорошо, а зло - плохо; смелость, благородство, верность должны
побеждать; хитрость, обман, преступные наклонности и действия должны
быть вскрыты, осуждены и наказаны. Повествовать нужно просто и
доходчиво.
Щадя чувства многих своих читателей, Кристи ни разу не сделала темой
романа сексуальное преступление. В отличие от современных авторов
криминального романа она умела балансировать на грани дозволенного
художественным вкусом и чувством сострадания к жертве. Она понимала,
что постоянная демонстрация жестокости и насилия сначала ужасает
читателя, а потом нередко приводит к потере способности сочувствовать.
В своей "Автобиографии" (1977) писала: "Никто тогда (в двадцатые годы)
и помыслить не мог, что настанет время, когда будут читать криминальные
романы, так как в них смакуются сцены насилия и они доставляют
садистское удовольствие описанием зверства во имя зверства... Но теперь
жестокость почти так же ежедневно употребительна, как хлеб с маслом".
Кристи всегда была поборницей женского равноправия, в частности,
интеллектуального. В романе "Свидание со смертью" (1938) героиня Сейра
Кинг так высказывает мысли самой Агаты Кристи: "Просто ненавижу эту
дифференциацию по признаку пола... А ведь истина заключается в том, что
одни девушки созданы для дела, другие - нет. Одни мужчины
сентиментальны и мыслят сумбурно, другие обладают ясной головой и
мыслят логически. Существуют просто разные типы умственной
деятельности. Половые различия имеют значение только в сфере,
непосредственно примыкающей к половым отношениям".
Лучшие романы Кристи, кроме упоминавшегося "Убийство Роджера Экройда" -
"Убийство в Восточном экспрессе" (1934), "Смерть на Ниле" (1937) и
самый ею любимый и великолепно написанный "Десять негритят" (1939).
Практически все ее детективные романы были экранизированы или
инсценированы, некоторые - неоднократно. За литературные заслуги была
возведена в дворянское достоинство.
|