(1913 - 1960)
Камю Альбер
Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился
в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена
Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время первой
мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его
матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского
происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась
полунемой.
Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и
дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти
работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не
замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой
североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной
лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след в
душе К. - человека и художника.
Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который,
распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку.
С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где
интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением
спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. К. заболел туберкулезом, что
навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на
болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы
платить за обучение на философском факультете Алжирского университета.
В 1934 г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе
они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.
Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в
движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете "Битва" ("Le
Comat"), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной
опасностью деятельностью К. работает над завершением повести
"Посторонний" ("L'Etranger", 1942), которую он начал еще в Алжире и
которая принесла ему международную известность. За "Посторонним",
имевшим огромный успех, последовало философское эссе "Миф о Сизифе"
("Le Mythe de Sisyphe", 1942), где автор сравнивает абсурдность
человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести
постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться.
После окончания войны К. некоторое время продолжает работать в "Битве",
которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако
политические разногласия между правыми и левыми вынудили К., считавшего
себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году
выходит третий роман писателя, "Чума" ("La Реste"), история эпидемии
чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, "Чума" -
это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме
универсального зла посвящена и "Калигула" ("Caligula", 1945), лучшая,
по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. "Калигула", в основу
которой легла книга Светония "О жизни двенадцати цезарей", считается
значительной вехой в истории театра абсурда.
Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, К.
в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути
преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не совпадают, и в начале
50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений К. порывает
с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр.
В 50-е гг. К. продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель
выпускает ироническую повесть "Падение" ("La Chute"), в которой
раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях
против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К. широко пользуется
в "Падении" христианской символикой.
В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией "за огромный вклад в
литературу, высветивший значение человеческой совести". Вручая
французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской
академии, отметил, что "философские взгляды К. родились в остром
противоречии между приятием земного существования и осознанием
реальности смерти". В ответной речи К. сказал, что его творчество
зиждется на стремлении "избежать откровенной лжи и противостоять
угнетению".
Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по
его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были
обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и
воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в
начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.
|