(484 до н.э. - 406 до н.э.) Еврипид
Родился на Саламине, в день знаменитой победы, 20 сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей.
Был женат дважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых один
также писал трагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось
без влияния на его и без того невеселый нрав и на его суждения о
женщинах. От политической деятельности уклонялся. Под конец жизни Е.
был приглашен к царскому двору Архелая в Македонии. Умер в 407 г.
Много читал, преимущественно книги философского содержания (у него была
первая значительная частная библиотека); имел общение с современными
ему философами, софистами и политическими деятелями: Трагедии Еврипида
обличают зависимость его воззрений на природу от физического учения
Анаксагора; на моральных и религиозных понятиях трагика и на его стиле
отразилось влияние Протагора, Продика и вообще софистов, скептицизм
которых и занятия диалектикой гармонировали с настроением и вкусами
Еврипида, первого ученого поэта.
В 455 г. участвовал впервые в драматическом состязании на афинской
сцене, но только в 440 г. впервые получил высшую награду. Подобно
Эсхилу и Софоклу, он ставил свои трагедии тетралогиями. Из 92 пьес,
приписывавшихся ему в древности, можно восстановить названия 80-ти. До
нас дошло из них 18 трагедий. Лучшие, по оценке древних, драм у Е. для
нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе
сохранившихся пьес самая ранняя – «Алкестида»; к наиболее поздним
принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».
Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением
Еврипида., и поэт остался верен себе в этом отношении до конца. Гекуба,
Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Електра,
Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава другие. представляют собою типы
наиболее законченные и жизненные; хоры в трагедиях Еврипида. чаще
составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной
преданности, бурной страсти, женской мстительности, в связи с
хитростью, коварством и жестокостью, занимают в его драмах . весьма
видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силою воли,
яркостью чувства, большею настойчивостью в защите своих человеческих
прав.
Положительные женские характеры многочисленнее в уцелевших трагедиях,
нежели отрицательные; даже такие женщины, как Федра, Медея, Гекуба,
обуреваемые разрушительными страстями, искупают свою вину тяжестью
выпавших на их долю испытаний. «Женоненавистничество» Еврипида,
послужившее для Аристофана поводом к комедии «Женщины на празднике
Деметры», выражается гораздо больше в суждениях действующих лиц в
самого поэта, нежели в образе действий и нравственных качествах его
героинь.
Не последнюю роль отводит Еврипид. рабам, по положению в обществе
близко стоявшим к женщинам. Много раз изображал он тяжелую долю раба,
особенно рабыни, и учил зрителей состраданию и человечному отношению к
рабам и несчастным. «Одно позорно у раба – имя; во всем прочем добрый
раб не хуже свободного». «Для многих рабов позорно только имя, а душою
они свободнее не рабов».Еврипид верит в равенство всех людей по
природе, как происшедших от общей матери-земли.
|