(27.07.1871 - 28.12.1945) Драйзер Теодор
Американского писателя Теодора Драйзера много издавали в советское
время. Критики писали даже, что Драйзер под влиянием Октябрьской
революции в России в своем творчестве "подошёл к искусству
социалистического реализма в таких произведениях, как "Эрнита",
"Трагическая Америка" и "Америку стоит спасать".
Сейчас уже никто не вспоминает в связи с Драйзером о соцреализме - все
видят в нем прежде всего крупнейшего писателя - реалиста хх века. Если
сравнивать между собой зарубежных писателей хх столетия по степени их
популярности в России, то Теодор Драйзер займет, пожалуй, одно из
первых, если не первое место.
Родители Драйзера – Джон Драйзер и Сара Шёнёб были совладельцами
шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец
работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое
старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась
в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Теодор Драйзер,
девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году
окончил школу. В 1889 году поступил в университет штата Индиана. Через
год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После
работал клерком, возчиком фургона прачечной.
Драйзер решает стать репортёром. В 1892—1894 годах был репортёром в
газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает
в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Эври
манс», и Драйзер начинает работать редактором. В 1897 году покидает
журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».
Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк
«Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в
Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). До появления своего
первого романа в 1900 году Драйзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм.
Драйзер указал в интервью для справочника «Кто есть кто в Америке»
(1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых
современниках» — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и «Поэмы».
Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра
Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистические
традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), но уже
в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и
обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без
предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал
реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных
взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман —
«Дженни Герхардт» , в котором развивает мотивы «Сестры Керри».
Американская пресса обошла выход романа молчанием.
Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную «Трилогию
желания». В её основу положена история жизни миллионера Ч. Иеркса.
Герой «Трилогии» (второй том — «Титан», 1914; к третьему тому — «Стоик»
— Драйзер приступил в январе 1929 года) — Фрэнк Каупервуд; Драйзер
показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда,
уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для
которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и
богатства.
Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние,
подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские
концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в
тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе «Титан» Драйзер
развёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где на расширенной базе
повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.
«Трилогия желания» — значительнейшее произведение американской и
европейской литературы XX века. С исключительной изобразительной силой
обрисовывает Драйзер быт и нравы финансовой среды, хищнический подход к
обществу и политическую беспринципность.
Нападки консервативной критики особенно усилились после публикации в
1916 году романа «Гений», который Драйзер считает своим лучшим
произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил
распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят. Тема
романа — мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Герой
романа, художник Витла, цель существования сводится только к искусству
и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится
преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности;
наконец он сам начинает сознавать, что буржуазное общество уничтожило
его как художника.
В своём романе «Американская трагедия» (1925) Драйзер выводит среднего
американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного,
слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на
электрическом стуле, — его социальная неприспособленность к окружающей
действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять
исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс — жертва
американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер
в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта
изображаемой им среды.
Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу
после выхода он получил хорошие отзывы критики. В 1930 году киностудия
Paramaunt Pictures заказывает сценарий советскому режиссёру Сергею
Эйзенштейну. Однако спустя месяц контракт оказывается расторгнутым —
сценарий не устраивает студию. Кроме того, организация Hollywood
Technical Director's Institute начинает критику режиссёра из СССР. В
1931 году Драйзер подал в суд на студию. По словам писателя, в фильме
режиссёра Йозефа фон Штернберга был искажён смысл его книги.
Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на
колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство— это искусство
точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей.
Драйзер передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он
вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности
(письма Грейс Браун в «Американской трагедии» приводятся почти
целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции
своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий
и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзер в отсутствии
стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.
Драйзер во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не
мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он
перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге
психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений.
Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера её углубление.
В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с Paramaunt о постановке
фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия
искусств и литературы награждает Драйзера почётной золотой медалью за
выдающиеся достижения в области искусства и литературы.
В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очерки Драйзера, так
Драйзеру принадлежат два сборника рассказов — «Освобождение» (1918) и
«Цепи», в которых разрабатываются главным образом психологические и
сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: «Рука гончара»
(1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (1916).
Ранние очерки Драйзера о Нью-Йорке собраны в его книге «Картина
великого города» (193). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919) — сборник статей
Драйзера, из которых наиболее интересна статья «Американский
финансист». В 1926 вышел том стихотворений Драйзера: «Настроения»,
близких по форме к Уитмену. Кроме указанных, Драйзером написаны ещё
следующие произведения: «Книга о себе» (1922, является вторым томом
автобиографического цикла; первый том «Заря» закончен Драйзером в конце
1928), «Каникулы» (1916) и «Сорокалетний путешественник» (1913) — книги
путешествий.
В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге «Двенадцать мужчин».
Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным
общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но
«Галерея женщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, что
Драйзер подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения
не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов.
Роман Драйзера — «Безумие» (1929) представляет собою ряд любовных
эпизодов, объединённых тем, что в центре их поставлен один герой — сам
автор.
В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение
Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили
писателю Синклеру Льюису.
В мае 1931 года выходит автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.
В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие
в праздновании годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он
прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе
своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве,
Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других городах,
встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После
поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В начале 1930-х годов в горнорудных районах США — Харлане и Белле
произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета
защиты политических заключенных Драйзер отправляется на место событий.
Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и
полиции.
Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при
условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер
продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел —
избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1932 году он
издает книгу «Трагическая Америка».
Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах
коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата
американской компартии в избирательной кампании. В 1932 году был членом
всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого
входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.
В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в
Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом
посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром
страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с
членами английского правительства. В США ему удалось добиться
кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался
организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в
Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов
с мукой.
Теодор Драйзер скончался 28 декабря 1945 года на 75 году жизни.
Когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации
в России - та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное
стремление к наживе любым способом. Некоторые современные русские
писатели пытаются сказать об этом, но пока нет таланта, равного
Драйзеру.
|