(1713-1784) Дидро Дени
Французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член
Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или
Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80).
Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях
реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным
жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание
1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие,
диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума — в романе
«Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.
Дени Дидро родился 5 октября 1713, Лангр. Скончался 31 июля 1784, Париж.
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и
сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи
юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском
иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был
религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро
прибыл в Париж для завершения образования.
По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже
д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого.
Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что
именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от
избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете
искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но
предпочел свободный образ жизни.
В 1743 Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе
с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими
женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с
которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он
сохранил до самой смерти.
Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он
перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве
и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса.
Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не
столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские
мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована),
«Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим»
(1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным
атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили
причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль — октябрь
1749).
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея
перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь
ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А.
К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым
главным редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — решились в 1747
доверить свое начинание Дени Дидро и Д'Аламберу. Неизвестно, кому в
точности — Дидро, Д'Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея
отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и
подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал
«Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее
манифестом эпохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Д. Дидро оставался во главе
разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций)
«Энциклопедии», которую ему удалось провести через все рифы. А их было
не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка
публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д'Аламбера и
временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле
Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном
завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000
статей) и Д'Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер,
Монтескье, Гольбах.
Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки
своего дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель,
грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б.
Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ.
Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях
на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось
предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о
том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой
территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную
монархию, другие— абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего
благоденствия.
За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям
вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и
помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия»
признавала, однако, необходимость социальной иерархии в обществе
(статья «Роскошь» Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за
жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты
признавались паразитической частью третьего сословия. Желая
содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не
призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались
именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого
налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.
В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем,
кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики
жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по
образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций
сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта,
Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в
накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера,
Мопертюи, Д'Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного
истолкования природы.
В 50-е годы Дени Дидро опубликовал две пьесы — «Побочный сын или
Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в
них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать
принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми
третьего сословия в обыденной житейской обстановке.
Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760,
изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на
нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его
хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) —
остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу
жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль,
чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли
выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы
зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким
представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и
в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов
Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего
друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке
просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени
Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в
1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его
сочинений.
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в
Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во
Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить
свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского
общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25
сборников переводов из «Энциклопедии».
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности.
В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и
предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве
личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дени Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил
в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным
почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении
написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к
европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях»
на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины
(рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).
|