(1720-1806) Гоцци Карло
итальянский драматург
Брат писателя и критика Гаспаро Гоцци. Сказки (фьябы) для театра с
мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем
апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др.;
трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»; «Бесполезные
мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.
Карл Гоцци — итальянский драматург и поэт Венеции. Написал несколько
стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в прозе и
автобиографические записки: «Memoire inutili» (бесполезные записки), но
все это давно забыто и известность Гоцци зиждется на его деятельности,
как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет, которым он долго
пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору процветавшей там
романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее
время— исключительно историко-литературное.
Драматическая деятельность Карла Гоцци выразилась, главным образом, в
энергетическом, можно даже сказать озлобленном противодействии реформе
Гольдони, которой он усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно
или по недомыслию) совершенно упустил из виду все что было чисто
национального в комедиях Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к
стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую «Commedia
dell'arte» на степень художественной «комедии характеров», увидев и
здесь еретическое посягательство на наследие итальянской старины.
Но если исходная точка Карла была отчасти верна, то применение ее
оказалось в высшей степени фальшивым. Карл Гоцци осуждал Гольдони,
например, за то, что он «представлял на сцене только ту правду, которая
была у него перед глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не
подражая натуре с подобающим писателю изяществом.... и исходил из
принципа, что правда сама по себе всегда нравится...».
В противодействие Гольдониевской «комедии характеров», Карл Гоцци ввел
новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) — старое,
малоупотребительное итальянское слово — и которые представляют собой
соединение старого «балаганного» элемента с романтическим: первого — в
виде сохранения, но в довольно изуродованном виде, старых «стоячих
масок», второго— в массе волшебно-сказочных подробностей, приближающих
эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п.
Ко всему этому надо присоединить и полемические тенденции автора,
выразившиеся особенно резко в первой же из этих пьес («L'amore delle
tre Melarance»), направленной против Гольдони; за нею последовали
«Ворон», «Турандот» (впоследствии переведенное Шиллером), «Король
Олень», «Женщина Змея», «Зеленая птичка», которую автор назвал
«философской сказкой» и в главных действующих лицах которой — двух
новых философах — ополчился против новой французской философии.
Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические
нападки.
Fiabe Гоцци в течение десяти пятнадцати лет пользовались значительным
успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнему интересу, но
вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая
этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду «комедий или
трагикомедий», которых написал больше двадцати и большинство которых
имеет образцами пьесы испанского репертуара.
Из этой категории произведений Карл Гоцци в настоящее время не
появляется на итальянской сцене почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди,
относясь к ним, как к пьесам вообще «не хорошим», находит в них
постоянное присутствие «интереса, жизни и веселости». Между тем как
часть современной Гоццовской критики признавала его изумительнейшим
после Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика
произнесла ему строгий, но во многих отношениях справедливый приговор:
«Гоцци», — говорит Угони — «обладал большим талантом и фантазиею, но
это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием,
стремившийся в своих Fiabe принизить умственное развитие своих
зрителей, запечатлевая в них принципы полного обскурантизма».
Наиболее полное собрание сочинений Карла Гоцци издана в Венеции 1802 г.
|