(1707 - 1793) Гольдони Карло
итальянский драматург
Гольдони родился в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого
любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими
представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал
Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал
театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами.
Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет.
Сперва в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони занимается юридическими
науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой
вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в
последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои
16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической
форме: «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое
время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс.
Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы,
Карло Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству
его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для оперт,
и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою
настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони
вступил только комедией «Светский человек» (L'Uomo di Mondo), за
которою последовали: «Мот» (II Prodigo), «Банкротство» (II Fallimento),
«Обманщик» (L’Impostore) и др. В течение одного года им было написано
для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес.
В 1761 г. Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в
Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два
года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и
которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на
представлении их; тем охотнее Карло посещал театр французской, где все
более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру.
Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного
глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского
театра, громадный успех написанной им по-французски комедии
«Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала
еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике,
продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот главные
биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в
Париже в 1793 г.
Литературное наследие Годьдони — более 200 пьес, между которыми всего
больше комедий, из этих последних одни (напр. «Патеда») относятся к
жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни
и так ваз. «комедии характера» (напр. «Трактирщица», Locandiera;
«Комический театр», II teatro comico; «Осажденный богач», II Ricco
insidiato; «Скупой», L Avaro; вышеупомянутый «Благодетельный Брюзга» и
мн. др.).
На этой-то второй категории зиждется огромное значение Карло Гольдони в
итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется
в Италии, давшей ему характеристический титул своего «protocomiсо» (как
Греция назвала Аристофана «комиком»). И в его втором отечестве,
Франции, такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к
нему) «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую
сцену, изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом»,
восхвалял «чистоту, естественность» его стиля.
Итальянское общество и народ нашли себе в нем удивительного живописца.
Если, по характеристике итальянского критика, «театр Гольдони похож на
большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и
всякого сословия, то первое место на этой ярмарке занимает низший
класс. Ни в чем дарование Карло Гольдони, его vis comica, не
обнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. «венецианских»
народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только
Плавт, с которым у Гольдони вообще немало точек сходства и
соприкосновения.
В литературном отношении пьесы Карло Гольдони приобретают особенное
значение рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя
по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В
этом создании «комедии характера» и заключается реформа Карло Гольдони
в области итальянской драматургии.
Завещанные итальянской комедии еще римскою так называемые четыре
«маски», которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрели
плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность — эти «маски»
Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую,
большею частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и
серьезным «жанром», в котором главное— изображение действующих лиц, их
смешных сторон, слабостей и недостатков.
Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки в роде,
например, излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке,
его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в
том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у
себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо, вместо того,
чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и
утонченностью».
Но такие обвинения, неосновательные сами по себе, теряют всякий смысл,
когда применяются к писателю чисто народному: притом же недостатки эти
— если они действительно недостатки у Гольдони весьма незначительны и
обильно выкупаются достоинствами