(13.05.1265 - 14.06.1321)
Алигьери Данте
Родился в середине мая 1265г. во Флоренции. Его родители были почтенные
горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов,
выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли
оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не
заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.
Как поэт Данте начинает с подражания самому влиятельному в то время
лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре меняет поэтику и
вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти становится
основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой
«сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово). Её главный
отличительный признак – предельное одухотворение любовного чувства.
1292 – автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La
vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что
это была Беатриче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи,
когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне
1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как
появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте
развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской
любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению
философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу
этой новой «дамы».
1295-1296 – Данте несколько раз призывается на государственную службу,
включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами
Флорентийской республики.
1300 – в качестве посла едет в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам
города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же
году Данте избран членом правительствующего совета приоров – эту
должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он
пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых
гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных
(сторонников папской власти).
Примерно в это время Данте женится на Джемме Донати, чей род принадлежит чёрным гвельфам.
1301 – с апреля по сентябрь Данте вновь входит в Совет Ста. Осенью того
же года он входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в
связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1
ноября 1301г., с приходом Карла, власть в городе переходит к чёрным
гвельфам, а белые гвельфы подвергаются репрессиям.
27 января 1302 – Данте, симпатии которого на стороне белых гвельфов,
приговорён к изгнанию и лишён гражданских прав. Больше он уже не
возвращается во Флоренцию.
1304-1308 – трактат «Пир» (Il convivio), написанный, по словам самого
Данте для того, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от
воспевания куртуазной любви к философской тематике. «Пир» задуман как
своего рода энциклопедия в области философии и искусства,
предназначенная для широкого кругов читателей; название «Пир»
аллегорично: просто и понятно изложенные научные идеи должны насытить
не избранных, но всех. П
редполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из
которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и
философское значение. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте
оставляет работу над трактатом. В первой книге «Пира», служащей
прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком
литературы.
Также Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном
красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307), который не был
закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нём Данте
говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения,
излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии
нового литературного языка, который встал бы над диалектальными
различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
1307 – примерно в это время Данте начинает писать «Божественную
Комедию», прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном
красноречии». Свою поэму Данте называет «Комедией», поскольку она имеет
мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной
сущности).
Кроме того, поэма написана простым стилем (в отличие от возвышенного
стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке,
«каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не
Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение
художественной красотой творения, и впервые он появляется в издании,
вышедшем в 1555г. в Венеции.
Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150
строк) и делится на три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по
тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей
поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, схема
рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в неё глубокий
смысл. «Божественная Комедия» – непревзойдённый пример искусства как
подражания, за образец Данте берет всё сущее, как материальное, так и
духовное, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток
своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а
удивительная симметричность её строения коренится в подражании мере и
порядку, которые Господь придал всем вещам.
Хотя повествование
«Комедии» почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле,
это далеко не единственный уровень восприятия. Следуя средневековой
традиции, Данте вкладывает в своё произведение четыре смысла:
буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (мистический).
Первый из них предполагает «натуральное» описание загробного мира со
всеми его атрибутами.
Второй смысл предполагает выражение
идеи бытия в абстрактной её форме: в мире всё двигается от тьмы к
свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к
хорошему. Главной можно считать идею восхождение души через познание
мира. Моральный смысл предполагает идею воздаяния за все земные дела в
жизни загробной. Анагогический смысл предполагает постижение
Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, как языка тоже
Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного.
1310 – император Генрих VII вторгается в Италию с «миротворческой»
целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в
Казентино, откликается пылким письмом «К правителям и народам Италии»,
призывая поддержать Генриха. В другом письме, под названием «Флорентиец
Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам,
оставшимся в городе», он осуждает сопротивление, оказанное Флоренцией
императору.
1312-1313 – трактат-исследование «О монархии» (De monarchia). Здесь в
трёх книгах Данте стремится доказать истинность следующих утверждений:
1) лишь под властью единого вселенского монарха человечество может
придти к мирному существованию и исполнить своё предназначение;
2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно,
этим монархом должен быть император Священной Римской империи);
3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму).
Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привносит в них пылкость
убеждения. Церковь немедленно осуждает трактат и приговаривает книгу к
сожжению.
1313 – после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно умирает в Буонконвенто.
1314 – после смерти папы Климента V во Франции Данте выступает ещё с
одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе
Карпентра, в котором призывает их избрать папой итальянца и вернуть
папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде
делла Скала, которому посвящает заключительную часть «Божественной
Комедии» – «Рай».
Последние годы жизни поэт проводит под покровительством Гвидо да Полента в Равенне.
В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две
эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета
Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и
приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос
о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему
множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности
Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте
подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые
упоминались).
14 сентября 1321 – Данте умирает в Равенне, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».
|