(1.03.1892 - 24.07.1927) Акутагава Рюноскэ
Отцом будущего писателя был торговец молоком, имевший в собственности
пастбища на окраине Токио. Мать принадлежала к семье Акутагава, в
которой впоследствии воспитывался знаменитый писатель: отсюда и
фамилия.
Рюноскэ родился, когда отцу было сорок два года, а матери - тридцать
три. Следуя старинному обычаю, родители сделали вид, будто мальчика им
подкинули, и отдали его на воспитание в дом старшей сестры матери,
которая хотя и была замужем, но детей не имела. Все это было сделано из
суеверных соображений, поскольку в Японии считается не очень-то хорошей
приметой, когда родителям новорожденного за тридцать лет.
В 1910 г. он окончил токийскую муниципальную среднюю школу в числе
лучших и, решив изучать английскую литературу, поступил в Первый
колледж на литературное отделение.
В 1913 г. Акутагава оканчивает колледж и поступает на английское
отделение Токийского императорского университета. Занятия в
университете разочаровали начинающего литератора - лекции оказались
неинтересными, и он перестал их посещать, увлекшись изданием журнала
"Синситё". Журнал занимал позицию критики школы натурализма, а его
представители были первыми "антинатуралистами". Акутагава и его
друзья-литераторы своим творческим методом провозгласили неореализм.
Взлет демократического движения, по их мнению, породил в японской литературе два явления: пролетарскую литературу и неореализм.
Начало творчества писателя относится к 1915 г., когда им были написаны
рассказы "Ворота Расёмон" и "Нос", сразу же заставившие заговорить о
появлении нового талантливого автора. (Кстати, кинофильм режиссера
Куросава Акира под названием "Расёмон" к рассказу никакого отношения не
имеет и основывается на другом произведении писателя - "В чаще".)
Многие критики появление этих рассказов относят ко времени, когда
Акутагава пребывал в душевной депрессии из-за любовной истории,
трагично окончившейся, и стремился отвернуться от действительности,
окунуться в мир древности.
После окончания университета в декабре 1916 г. Акутагава получает
должность преподавателя английского языка в Военно-морской школе. Свою
жизнь в эти годы впоследствии он опишет в цикле новелл об учителе
Ясукити - честном, но несколько непутевом человеке, который попадает в
разные забавные истории.
Своей будущей жене он писал, что люто ненавидит преподавание: "Стоит
мне увидеть лица учеников, как сразу же охватывает тоска, и тут уж
ничего не поделаешь. Но зато я моментально оживаю, когда передо мной
бумага, книги, перо и хороший табак". Тем не менее это были самые
плодотворные годы в его жизни - за девять месяцев он создал около
двадцати новелл, эссе и статей. В то же время с помощью одного из
друзей Акутагава пытается получить место преподавателя в университете
Кэйо, но переговоры затягивались, и в конце концов он принимает другое
предложение - становится сотрудником газеты "Осака майнити симбун".
Относительно своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава
говорил: "Душа человека в древности и современного человека имеет много
общего. В этом все дело". Поэтому в древности он искал аналоги
поступков, мыслей, психологии современных ему людей.
Вообще же сюжеты из прошлого у Акутагава можно разделить на три
периода: XII в., когда древняя столица Японии Киото оказалась во власти
множества несчастий, конец XVI в. - эпоха сильного влияния и
распространения христианства в Японии и начало эпохи Мэйдзи - период
просветительства.
Акутагава становится непревзойденным мастером короткого рассказа, традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни.
Литературные критики у Акутагава находят нечто общее с произведениями
другого прославленного мэтра японской литературы - Нацумэ Сосэки, в
частности проблему эгоизма. Это не случайно, ведь Акутагава считался
одним из учеников Нацумэ и посещал литературные вечера, устраиваемые в
его доме. И в романах Нацумэ, и в новеллах Акутагава эгоизм не был
проблемой, касающейся личности как таковой. Оба писателя показали
эгоизм как острую проблему общества в целом, как "государственный
эгоизм Японии".
Интересны новеллы о деятельности христиан в Японии, например "Табак и
дьявол", "Джулиано Китискэ". Известно, что многие христиане,
прибывавшие в Японию, были мошенниками, развращающими японцев, или
авантюристами от торговли.
В новелле "Табак и дьявол" рассказывается о том, как дьявол хитростью и
коварством завез и распространил табак в Японии. Под табаком имеется в
виду христианство.
Последний период литературной деятельности писателя - 1921-1927 гг. Все
произведения того периода окрашены в яркие социальные тона. Неприятие
некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет писатель
выразил в ряде произведений, в том числе в повести "В стране водяных".
Акутагава показал фашизирующееся японское общество 20-х гг. на примере
государства, в котором живут сказочные существа - водяные каппа.
Акутагава покончил с собой 24 июля 1927 г., приняв смертельную дозу
веронала. Его самоубийство шокировало друзей и знакомых, но не стало
для них чем-то неожиданным. Никто так и не узнал истинной причины его
смерти.
В 1935 г. его другом, писателем и издателем Кикути Каном была учреждена
премия имени Акутагава Рюноскэ, которой раз в год удостаиваются молодые
литераторы Японии по сей день. По числу художественных переводов
Акутагава занимает одно из первых мест среди японских писателей.
|