(1892 - 1941) Цветаева Марина
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной
семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета,
известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором
Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать
происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой
пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав
образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и
Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж,
чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской
литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года
спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который
заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и
Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их
дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была
в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за
другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и
оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем
стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много
писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не
приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М.
Цветаева по-прежнему держалась особняком.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу,
который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал
студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго
жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925
после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская,
трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось
селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923
в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая
высокую оценку критики. В 1924, в пражский период — поэмы «Поэма Горы»,
«Поэма Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии,
работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др.
Большинство из созданного осталось неопубликованным: если поначалу
русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее
независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют
ее полное одиночество. Она не принимала участия ни в каких поэтических
или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не
с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без
друзей...». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 —
«После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925.
К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой
эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я
по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939
она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью
возвратилась на родину.
Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но
этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в
лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как
перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с
сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа
1941 покончила с собой.
|