(19.07.1893 - 14.04.1930) Маяковский Владимир
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил
лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских
казаков. В 1902-1906 годах Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в
июле 1906 года, после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами
переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии
(за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908
года).
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами,
увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 года в
партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в
Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 года как
несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909),
которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего
творчества.
После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы
"делать социалистическое искусство". В 1911 году Маяковский поступает в
Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком,
организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем
"гениального поэта". Через три года, в феврале 1914 года, Маяковский
вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.
В декабре 1912 года Маяковский дебютирует как поэт в альманахе
"Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения
"Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских
кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и
В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к
русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина,
Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности... Всем
этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым,
Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача
на реке. Такую награду дает судьба портным".
Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя,
Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое
влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского
1913 год, когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех
стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир
Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне
по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками
В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в
количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник
вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).
В 1915-1917 годах Маяковский проходит военную службу в Петрограде в
автошколе. 17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены
Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 года он
переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское
телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА
агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 году вышло
первое собрание сочинений поэта - "Все сочиненное Владимиром
Маяковским. 1909-1919". В конце 1910-х годов Маяковский связывает свои
творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете
футуристов", в газете "Искусство коммуны".
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел
романтический характер. Маяковский и в советское время оставался
футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть
коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта
искусств) (1922-1928). В 1922-1924 годах Маяковский совершает несколько
поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о
европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?"
(1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других.
В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 годах. (лирический цикл
"Париж"); в 1925 году состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое
открытие Америки"). В 1925-1928 годах он много ездит по Советскому
Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует
многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку"
(1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана
Козырева..." (1928).
Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его
поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль
своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир
Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах"
(1914-1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом - поэмы "Война
и мир" (1915-1916) и "Человек" (1916-1917), третьим актом - пьеса
"Мистерия-буфф" (первый вариант - 1918, второй - 1920-1921) и поэма
"150 000 000" (1919-1920), четвертым актом - поэмы "Люблю" (1922), "Про
это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом - поэма
"Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928-1929) и "Баня" (1929-1930),
эпилогом - первое и второе вступления в поэму "Во весь голос"
(1928-1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 года).
Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные
стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины,
основу которой составляют крупные произведения поэта.
Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму,
которая включает в себя свойства разных драматургических жанров:
трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка,
кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского -
трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего
его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы
по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.
В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и
назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению
человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не
просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием
жизнестроительства.
Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя,
выражающего устремления всего человечества, на место Бога -
одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради
людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в
целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы
стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть
свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое
рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое
выражение в определении программного смысла поэмы "Облако в штанах":
"Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой
вашу религию" - четыре крика четырех частей".
Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский
противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о
социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех
отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы
после революции оказалась для поэта трагической. В "Облаке" Маяковский
выходит к людям "безъязыкой" улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого
апостола", "сегодняшнего дня крикогубого Заратустры", чтобы произнести
перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя "сегодняшнего дня
крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать, что и он, подобно
Заратустре, является пророком грядущего - но не сверхчеловека, а
освобожденного от рабства человечества.
В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и
мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли
богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются
трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической
двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова,
Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его
богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только
потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме
"Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной
любви, а в поэме "Война и мир" - праздник братского единения всех
стран, народов и материков.
Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей
вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную
действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и
устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных
идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества,
трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего
- этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег,
власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе
волю и разум людей.
В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные
массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от
"Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное
сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще
недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные
Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно
заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу
лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет
жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят
фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием
"громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную
энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос.
Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе
трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего
одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом
этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии
о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека,
Человека природного, стремящегося занять место Бога.
В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский
изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия,
славит "отечество... которое есть, но трижды - которое будет",
внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт
романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с
тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества,
грозящие ему смертельными болезнями.
После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но
вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых
показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе:
перерождение рабочих и партийцев в мещан - любителей красивой,
"аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти
невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде
Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса
людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации
высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме "Во весь
голос" Маяковский называет настоящее "окаменевшим говном", а реализацию
своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое
"коммунистическое далеко".
Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.
В феврале 1930 года поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация
пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его
друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой
("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать
в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с
женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой
намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к
самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".
|