(6.03.1815 - 30.08.1869)
Ершов Петр
Родился в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье
чиновника. Ранее детство он провел в г. Березове, а в 12 лет отец
отправил его вместе со старшим братом в Тобольскую гимназию.
Годы учения Ершова в гимназии совпали со временем пробуждения в России
интереса к Сибири и сибирской теме. В печати появляются произведения
поэтов и писателей, выходят альманахи и сборники. Эти настроения влияют
на юного Ершова. В Тобольске он собирает сибирские сказки и становится
их настоящим непревзойденным знатоком.
В 1831 г. Петр Павлович заканчивает гимназию. Отец переезжает с
сыновьями в Петербург, чтобы дать им возможность учиться в
университете. Ершов поступает на философско-юридическое отделение
Петербургского университета. В студенческие годы он сотрудничает в
рукописном журнале А. Майкова «Подснежник», печатает свои стихи в
«Библиотеке для чтения».
В 1832 г. Ершов, познакомившись со сказками А.С. Пушкина, начинает
работу над собственным произведением – стихотворной сказкой
«Конек-горбунок». Первую часть этой сказки он представил в виде своей
курсовой работы профессору словесности П.А. Плетневу, который высоко
оценил труд своего студента. В 1834 г. сказка была опубликована в
«Библиотеке для чтения». Отдельной книжкой сказка была издана в 1835
году, когда П.П. Ерошов закончил учебу в университете. Сказку одобрил
Пушкин, она быстро приобрела широкую известность и любовь читателей.
Успех «Конька-горбунка» заключался в истинной народности этой сказки, в
основу ее легли сюжеты сказок об Иванушке-дураке и Сивке-Бурке.
Сказка при жизни автора выдержала 7 изданий. Начиная с 4-го (в 1856 г.)
она печатается с восстановлением стихов, выброшенных ранее цензурой, и
авторскими дополнениями и доработками. Ершов говорил, что его сказка
есть произведение народное, взятое им почти слово в слово у сибирских
рассказчиков.
Он писал: «На «Коньке-горбунке» воочию сбывается русская пословица: не
родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга туту, что
мне удалось попасть на народную жилу». Яркие образы наполняют сказку,
делая ее живой и интересной для многих и многих поколений детей и
взрослых: умный, честный и находчивый Иванушка; иронически изображенные
царь-батюшка и духовенство. В текст сказки органично вплетаются
фольклорные мотивы и разговорная народная речь.
В 1835 г. перед поэтом встает вопрос о возвращении в Сибирь: умирает
его отец и старший брат. Он возвращается к матери, нуждающейся в
попечительстве. В 1936 г. он становится учителем, затем инспектором, а
в 1857 г. – директором Тобольской гимназии. Он продолжает писать
отдельные рассказы, пьесы и стихи. Но все они не выдерживают никакого
сравнения с его первым юношеским произведением, ставшим настоящим
шедевром русской литературы, в историю которой он так и вошел автором
одного единственного произведения.
|