(2(14).02.1855 - 24.03(5.04).1888) Гаршин Всеволод
Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда
Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от
золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской
войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в
революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на
характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей
П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила
семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и
сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в
Петербург, чтобы навещать ссыльного.
До 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской
губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874
Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года
состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического
очерка Подлинная история Энского земского собрания (1876) легли
воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин
выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин
добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у
болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для
первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в
госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала
«Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.
Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его
тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» –
М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 Гаршин был произведен в
офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как
вольнослушатель Петербургского университета.
Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику
писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном
отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью
чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием
дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям
создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя.
В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет
кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств:
героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны (Четыре дня);
чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности
этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла,
подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только
военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ
Происшествие (1878) – это уличная сценка, в которой писатель показывает
лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки.
Даже изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил
разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ Художники (1879)
проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего
искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и
уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей.
В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил
свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из
стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь
к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг
жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер
возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности.
Это состояние усугублялось событиями, происходившими в России. В
феврале 1880 революционер-террорист И.О.Млодецкий совершил покушение на
главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова.
Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить
о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира.
Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только
удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и
революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился
маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и
Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в
Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.
После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к
творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказы, который вызвал в критике
жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его
произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его
примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести
современный интеллигент.
В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и
работал над рассказом Из воспоминаний рядового Иванова (1883) в
Спасском-Лутовинове.
Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов
Н.М.Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда
представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на
рассказ Красный цветок (1883), в котором герой ценой собственной жизни
уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному
воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В
последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной
манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов
Толстого, – Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская
сказка Лягушка-путешественница (1887) стала последним произведением
писателя.
Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 года.
|