(21.05.1924)
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев
Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской,
впоследствии - Красной и Советской армии).Мать - Алексеева Елена
Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода,
связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX
века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка
"чайковцев", проходили по "процессу 193-х", участвовали в создании в
Америке коммун фурьеристского типа. Супруга - Поляк Зоря Альбертовна.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к
литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской
школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим
другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного
комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск.
Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь
для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва
в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу,
которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку
3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16
марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был
доставлен в госпиталь.
Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем
сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось
только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и
механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я.
Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк,
которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал
испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в
1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего
решения желание заниматься литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса "Танкисты"
(1954) - о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах
проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием
"Офицер" была принята к постановке в Центральном театре Советской
Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года
незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим
управлением армии. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по
распоряжению "сверху" набор "Офицера" в журнале "Театр", руководимом
известным драматургом Н.Ф. Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургию: его пьеса
"Стучите и откроется" в 1955 году поставлена театрами Черноморского
флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н.Ф.
Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего
по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы "Очередной рейс"
(1958), "Длинный день" (1960) и др. И все же кинематографическая судьба
его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось писать ради
заработка сценарии для телепередачи КВН ("Клуб веселых и находчивых"),
сочинять подтекстовки к киножурналам "Новости дня" и "Иностранная
хроника"...
Первая книга писателя - сборник сценариев "Клуб веселых и находчивых"
(М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной
статьи.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения
Васильева "Иванов катер" (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для
публикации в "Новом мире". Но после его смерти она почти 3 года
пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№
8-9). К этому времени в журнале "Юность" (1969, № 8) уже была
напечатана другая повесть автора - "А зори здесь тихие...".
Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская
судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. "Зори..."
многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня,
претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по
ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий,
в том числе Государственной премии СССР.
Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным
событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился"
("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в
рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка"
("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5),
"Неопалимая купина" ("3намя", 1986, № 2) и др.
В начале 1980-х годов Васильев публикует два произведения, очень
близких по внутренней проблематике. Это автобиографическая повесть
"Летят мои кони" ("Юность", 1982, № 6), глубоко искренняя и полная
тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть
"Завтра была война" - наверное, одно из наиболее жестких произведений
писателя.
Роман "Не стреляйте в белых лебедей" (авторское название "Не стреляйте
белых лебедей" - "Юность", 1973, № 6-7), перекликающийся по
нравственной направленности со многими васильевскими произведениями,
занимает в творчестве писателя особое место.
История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла
свое художественное воплощение в романе "Были и небыли" ("Новый мир",
1977, № 8-9; 1978, № 3-4; 1980, № 9-10), повествующем об истории рода
Алексеевых (в романе и в других книгах - Олексиных), а именно об
участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр
семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев
отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается
определить ее сущность. Хроника событий в романе многопланова.
Со временем он объединил 6 произведений, действие в которых происходит
с пушкинских времен до середины ХХ века: "Картежник и бретер, игрок и
дуэлянт: Записки прапрадеда" (М., 1998), "Были и небыли", "Утоли моя
печали" (М., 1997); "И был вечер, и было утро" ("Октябрь", 1987, № 3),
"Дом, который построил Дед" ("Октябрь", 1991, № 7-8; 1993, № 1-2), "Вам
привет от бабы Леры" ("Нева", 1988, № 12).
Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о
яростной борьбе за власть ("Вещий Олег". М., 1996), о предпосылках
Смутного времени и его последствиях ("Князь Ярослав и его сыновья". М.,
1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях
русов к христианству ("Ольга - королева русов". М., 2002).
К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах
предпри-нимательства и криминалитета, на пугающем падении культуры, а
вместе с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания
нравственной глухомани в душах людей, обращена повесть "Глухомань" (М.,
2001).
Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений,
тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни.
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень
его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое
звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за
возможность причислить себя к его современникам.
В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвует в
общественно-политической жизни: он депутат I Съезда народных депутатов
СССР, член Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в
Тбилиси. В том же году он выходит из КПСС, в которой состоял с 1952
года. Однако довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель
должен заниматься своим прямым делом. Но в 2002 году вновь оказывается
общественно востребованным - становится членом Комиссии при Президенте
Российской Федерации по правам человека.
Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии Президента
России, Независимой премии движения имени академика А.Д. Сахарова
"Апрель", международной литературной премии "Москва-Пенне", премии
Союза писателей Москвы "Венец", Российской академии кинематографических
искусств "Ника" - "За Честь и Достоинство". Член Союза писателей Москвы
и Союза кинематографистов России, академик Российской академии
кинематографических искусств "Ника".
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени, Трудового
Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Книги Б. Васильева: "А зори здесь тихие (1969), "Иванов катер", "Самый
последний день" (1970), "Не стреляйте белых лебедей" (1973), "В списках
не значился" (1974), "Были и небыли" (1977-1980), "Встречный бой"
(1979), "Кажется, со мной пойдут в разведку" (1980), "Летят мои кони"
(1982), "Завтра была война" (1984), "Суд да дело" (1987), "Вам привет
от бабы Леры" (1988), "Капля за каплей", "Вещий Олег" (1996), "Князь
Ярослав и его сыновья", "Утоли моя печали", "Дом, который построил дед"
(1997), "Скобелев", "Глухомань" (2001), "Картежник и бретер, игрок и
дуэлянт", "Ольга - королева русов" (2002).
Он также автор многочисленных публицистических статей.
По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: "Очередной
рейс" (1958), "Длинный день" (1961), "След в океане" (1964),
"Королевская регата" (1966), "На пути в Берлин" (1969), "Офицеры"
(1971), "А зори здесь тихие" (1972), "Иванов катер" (1972), "Аты-баты,
шли солдаты..." (1976), "Подсудимый" (1985), "По зову сердца" (1986),
"Наездники" (1987), "Завтра была война" (1987) , "Вы чье, старичье?"
(1988), "Я - русский солдат" (1995).
Живет и работает в Москве.
|