(1884 - 1942)
А.Беляев родился в Смоленске, в семье священника, в которой царила
атмосфера крайней набожности. Родители были людьми глубоко верующими,
склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и
богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще
двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат
Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на
лодке.
В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки;
следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с
дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан,
поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному
отношению к делам.
По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую
он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование
юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь
стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены,
на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать -
Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в
оркестре цирка.
А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе
музыка; он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог
самозабвенно музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия
фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках
"фотографий ужасов" (так существовал сделанный им снимок "человеческая
голова на блюде в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался
взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце
концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.
Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с
театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и
драмотургом, и режисером, и актером. Домашний театр Беляевых в
Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по
городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск
столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось
заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких
спектаклях. Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву
остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.
В жизни А.Беляева определенную роль играли мистические совпадения. Один
случай оказался трагическим: как-то, находясь в гостях у дяди, будущий
писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не
поехал с ними только брат Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр
захватил с обой кусок глины, из которого стал лепить голову - случайные
черты оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу
брата, а вот выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым.
С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал
беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая - с Васей что-то
случилось. Остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя
сообщила, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в
тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на
всех странное и ужасное впечатление.
По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного
поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста.
У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные
возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести
неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив
какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во
Франции, Италии, посетил Венецию.
В возрасте тридцати пяти лет А.Беляев заболел плевритом. Лечение
оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника.
Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не
для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В
поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и
старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи.
Постепенно наступило некоторое улучшение.
Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала А.Беляев стал
воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора
уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось
уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А.Беляев с
помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу
юристконсультом. В свободное время он пробовал заниматься литературой -
в результате в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его первый
рассказ "Голова профессора Доуэля"(1925).
Позже рассказ был принят журналом "Всемирный следопыт". Публикация
повлекла за собой установление тесных связей, а затем и сотрудничество
с журналами "Всемирный следопыт" и "Вокруг света". В Москве А.Беляев
прожил до 1928 г.; за это время им были написаны "Остров погибших
кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба
в эфире", опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под
своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.
В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор
занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились
"Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесный глаз", рассказы из
серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они, в основном, в
Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе
знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.
Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли
препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке,
поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.
1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от мененгита умерла его
шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его
собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в
Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве
невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же
А.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики...", роман "Прыжок в
ничто".
Помимо бытовых проблем и проблем со здоровьем, большие проблемы
возникали и с изданием произведений: редакторы их безжалостно
сокращали, переделывали. В то время в литературе особо важной темой
считался технический прогресс. В угоду этому рассказ "Звезда КЭЦ", по
воспоминаниям дочери писателя, "был настолько сокращен, что
превратился... в технический справочник". Только значительно позже
удалось восстановить, а затем и увеличить первоначальный авторский
текст.
Творчество А.Беляева в известной степени неровное: его ранние
произведения интереснее, чем поздние; этические вопросы часто
оказываются более занимательными, чем самые оригинальные
научно-технические гипотезы, а романтический пафос привлекательнее
детективного сюжета. Писателя остро интересовал вопрос человеческой
психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души,
духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга?
Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое
применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной
инженерии?
Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора
Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ
"Человек, который не спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением
этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные
среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль"). За
всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида
бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого
духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная
свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.
"Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач
социалистического строительства" подвергались резкой критике со стороны
властных структур, что в поздний период творчества вынудило А.Беляева к
созданию произведений, в которых основное - перечнь изобретений,
открытий, технических достижений и воспевание коммунистического
будущего ("Подземные земледельцы", "Под небом Арктики", "Чудесное око"
и др.).
В художественном отношении эти произведения малоинтересны. Не случайно
подлинным завещанием писателя стал его последний роман в 1941 г. -
"Ариэль". Он перекликается с известным романом А.Грина "Блистающий
мир", в чем-то продолжая его и, одновременно, опровергая. Герой романа
наделен способностью летать без каих-либо научных обоснований этого
таланта со стороны автора. Образ Ариэля - лучшее достижение писателя, в
котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие
возможности человека. Под конец жизни А.Беляев отказался от
навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере
отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека,
преодолевающего "земное притяжение".
Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на
предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом.
Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы А.Беляев с
семьей был оккупирован. В январе 1942 г. писатель умер от голода.
Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.
|