(1791-1859)
Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода,
Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого
семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал,
что внук станет именно продолжателем "знаменитого рода Шимона" –
легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию
в 1027 г.
Сергей
Тимофеевич Аксаков (1791-1859), русский писатель, литературный и
театральный критик. Член-корреспондент Петербургской АН (1856). Выходец
из старинного дворянского рода, отец славянофилов И. С. Аксакова и К.
С. Аксакова и мемуаристки В. С. Аксаковой. Родился 20 сентября (1
октября) 1791 года в Уфе, но вырос в пределах нашей области в селе
Аксакове (Багрово в «Семейной хронике») ныне Бугурусланского района.
Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла
в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным
чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали
потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих
произведений.
После гимназии учился в университете Казани (не окончил курса),
несколько лет служил в Петербурге, где познакомился с Державиным и
Шишковым, укрепившим "русское направление" молодого Аксакова.
В 1811 году переехал в Москву. Вошел в литературно-театральную среду,
сблизился с С. Н. Глинкой, занимался театральными переводами (из
Шиллера, Мольера и др.). В 1816 году, женившись, уехал в село
Ново-Аксаково, с 1826 года жил преимущественно в Москве и своих
подмосковных усадьбах, постоянно выступая с литературной и театральной
критикой в журналах "Вестник Европы", "Московский вестник", в газете
"Молва" и других московских изданиях.
В 1827-1832 годах цензор Московского цензурного комитета; уволен за
пропуск в печать шуточной баллады В. А. Проташинского (под псевдонимом
Елистрат Фитюлькин) "Двенадцать спящих будошников", выказавшей
"непочтительное отношение к московской полиции", и 3-го номера журнала
"Европеец" И. В. Киреевского с окончанием "крамольной" статьи
последнего "Девятнадцатый век" (что способствовало сближению их семей).
С 1833 года инспектор московского Константиновского землемерного
училища, с преобразованием его в 1835 году в Межевой институт - первый
его директор (до 1838 года).
С конца 1820-х годов гостеприимный и хлебосольный дом Аксакова - один
из центров литературной жизни Москвы, и хотя именно здесь
организационно сложилось славянофильство, исключительные благородство и
терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых
разных направлений.
Аксаковские "субботы" посещали актеры и литераторы М. П. Погодин, С. В.
Шевырев, известный композитор, автор оперы на сюжет из древнерусской
истории "Аскольдова могила" Верстовский - большой друг Аксакова,
Щепкин, И. И. Панаев, Гоголь, не раз читавший там свои произведения и
отметивший 1 апреля 1849 года у Аксакова на Сивцевом Вражке свое
сорокалетие, у него бывали как славянофилы (А. С. Хомяков, И. В.
Киреевский и П. В. Киреевский и др.), так и их оппоненты (Н. В.
Станкевич - до 1837 года, Герцен, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский,
которого Аксаков устроил в Межевой институт преподавателем и которому
помог издать в долг его "Грамматику", Т. Н. Грановский, Чаадаев,
известный переводчик Н. Х. Кетчер и др., а позднее - Загоскин, Лев
Толстой, Шевченко, декабрист С.Г.Волконский.
Яркие картины бытовой и литературно-театральной жизни Москвы
запечатлены в мемуарах Аксакова "Воспоминания" (1956) и особенно в
"Литературных и театральных воспоминаниях" (1858). Получили известность
стихи Аксакова (главным образом направленные против школы "романтиков",
а также патриотические и стилизующие народные песни, в т.ч. "Уральский
казак", 1821), его басни, социально-обличительные фельетоны, очерк
"Буран" - предвестие пейзажно-описательной и автобиографической прозы
Аксакова.
Вершиной последней, как и всего художественного творчества Аксакова,
стали "Записки об уженье рыбы" (1847, первоначально под названием
"Записки об уженье"; 2-е дополненное изд. 1854), "Записки ружейного
охотника Оренбургской губернии" (1852, 2-е дополненное изд. 1853),
"Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах" (1855) и особенно
книга "воспоминаний прежней жизни" "Семейная хроника" (1856) с ее
продолжением - повестью "Детские годы Багрова-внука" (1858; ее
"Приложение" - классика отечественной детской литературы, "сказка
ключницы Пелагеи" "Аленький цветочек"), в живом и непосредственном
бытописании проводившие мысль о целительной силе природы и
высоконравственности патриархального образа жизни (которому следовал и
сам Аксаков - мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец
четырнадцати детей).
Созданные на оренбургском материале, книги Аксакова приобрели
общерусское значение. «Превосходная книга Аксакова «Записки ружейного
охотника Оренбургской губернии» облетела всю Россию», — пишет Н. А.
Некрасов. «Такой книги у нас еще не бывало», — утверждал И. С. Тургенев.
Читая описания оренбургской степи, мы словно вдыхаем ее неповторимый
аромат и видим милые сердцу каждого оренбуржца «приземистый рассыпчатый
ковыль, сизый горный шалфей, белую низенькую полынь, чабер и
богородскую траву…». Говоря о связях Аксакова с оренбургским краем,
можно без конца цитировать его книги — настолько насыщены они
«оренбургским элементом».
Никакая другая местность нашей необъятной страны не описана так
обстоятельно и точно и вместе с тем так любовно и художественно, как
описана в книгах Аксакова эта часть Оренбуржья, его «аксаковская зона».
С. Т. Аксакова мы, можем по праву считать исследователем Оренбургского
края, ибо его произведения в своей совокупности составляют целую
энциклопедию по нашему краю, по которой можно изучать его природу,
прекрасно знакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить
отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века
назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах.
Аксаков оставил также книгу "Биография М. Н. Загоскина" (1853), мемуары
"История моего знакомства с Гоголем" (полностью опубл. 1890), очерки
"Собирание бабочек", "Очерк зимнего дня" и "Встреча с мартинистами"
(все 1859), в котором критиковал "масонов" с позиции своего "русского
направления" и любви ко "всему ясному, прозрачному, легкому и свободно
понимаемому".
Умер Аксаков в Москве 30 апреля (12 мая) 1859 года
|