Абрамов Федор
(29.02.1920 - 14.05.1983)
Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского
района Архангельской области — 14 мая 1983, Ленинград, ныне
Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных
представителей так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви
русской литературы 1960-1980-х годов.
Образование. Карьера преподавателя
Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился
отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на
фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в
Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил
филологический факультет ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил
кандидатскую диссертацию по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».
В 1951-1960 — старший преподаватель, затем доцент и заведующий кафедрой
советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность начал в 1949 как
критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе»
(«Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики,
сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.
«Пряслины»
В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры»
(«Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного
лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали
романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый
мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР,
1975) — полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной
борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие
произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрам,
вызывая упреки в сгущении мрачных красок.
Особенности творчества
Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов
был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в
родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней
историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та
многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная
культура».
Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом
тип человека — с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными
ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе.
Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем
бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
Открывшие «второй фронт»
В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969),
«Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан
в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная
судьбы его персонажей — Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина,
Пелагеи, Милентьевны и др. — образ судьбы народной, в которой явлен не
только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых
крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам
писателя, «второй фронт».
Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал
замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к
1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное
неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные
связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В
трагический символ вырастает в романе уничтоженный при разделе
дедовский дом Пряслиных.
Публицистика
В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на
собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические
мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской
жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии
журнала «Нева».
В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо
землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной
«Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к
деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было
воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство,
разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих
крестьян.
По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Две зимы и три лета» в
Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (1971), «Деревянные кони»
в Театре на Таганке (1974) и др.
|