Волошин Максимилиан Александрович
Годом своего духовного рождения М. А. Волошин считал 1900-й — "стык двух столетий", "когда явственно
стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда
в разных концах России несколько русских мальчиков,
ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен". "То же, что
Блок в шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря", Волошин "переживал в те же дни
в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны
верблюдов". Вдохновленные Вл. Соловьевым эсхатологические чаяния нового века явились исходным толчком
странствий духовно гостеприимного поэта, художника,
литературно-художественного критика по различным
историческим эпохам и культурам. Эллинская древность и Рим, европейское средневековье и Возрождение,
культура Востока и новейшие достижения искусства
Запада — все манит и влечет Волошина, его творческий
гений хочет "все видеть, все понять, все знать, все пережить". "Поэт, соблазненный всеми облачениями и всеми
масками жизни: порхающими святыми барокко и штейнеровскими идолослужениями, загадками Маллярмэ
и каббалистическими формулами замков, неотмыкающими
ключами Апокалипсиса и дендизмом Барбэ д'0рвильи", — таким представал он Илье Эренбургу.
М. А. Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и
отчасти гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на
юридический факультет (занятия были прерваны из-за участия в
студенческих волнениях, добровольной "ссылки" в Среднюю Азию, а затем
отъезда в Париж). В 1893 г. мать поэта, Елена Оттобальдовна, приобрела
земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного
Крыма, хранящий множество культурных напластований (тавры, скифы,
печенеги, греки, готы, гунны, хазары), легендарная Киммерия древних —
все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в
поэзии и живописи Волошина. Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом
постепенно превратился в один из уникальных культурных центров —
колонию для людей искусства. В разное время здесь жили: А. Н. Толстой,
М. И. Цветаева, В. Я. Брюсов, И. Г. Эренбург, Андрей Белый, А. Н.
Бенуа, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие,
многие другие.
В 1903 г. Волошин быстро и легко знакомится с кругом московских
символистов (В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Ю. К. Балтрушайтис) и
петербургских художников "Мира искусства", в 1906 — 1907 гг. он близок
к петербургскому литературному салону — "башне" Вяч. Иванова, в 1910-е
годы примыкает к редакции журнала "Аполлон". Миролюбивый и открытый для
общения, он, однако, остро ощущал свою обособленность в любой
литературно-художественной среде. Редактор "Аполлона" С. К. Маковский
вспоминал, что поэт всегда "оставался чужаком по своему складу
мышления, по своему самосознанию и по универсализму художнических и
умозрительных пристрастий".
В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция.
Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться "художественной форме — у
Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов,
средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона,
скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и у
Эредиа". В Париже он входит в литературные и художественные круги,
знакомится с европейскими представителями нового искусства (Р. Гилем,
Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А. Дункан, О.
Рэдоном). О новейшем искусстве Франции читатель узнавал из
корреспонденции Волошина в "Руси", "Окне", "Весах", "Золотом руне",
"Перевале". Его переводы познакомили русскую публику с творчеством X.
М. Эредиа, П. Клоделя, Вилье де Лиль Адана, Анри де Ренье.
Первая публикация восьми его стихотворений, подвергшихся
редакторской правке П. П. Перцова, появилась в августовском номере
"Нового пути" за 1903 г. 3. Н. Гиппиус, для которой критерием истинной
поэзии были стихи-молитвы, увидела в Волошине "поэта-коммивояжера",
"отличающегося необыкновенной легкостью". В 1906 г. поэт предложил
издать книгу стихов "Годы странствий" М. Горькому, в последующие годы
то сборник "Звезда-полынь", то "Ad Rosam" анонсировался издательством
Вяч. Иванова "Оры". Ни один из этих планов не был реализован. Наконец,
в 1910 г. издательство "Гриф" выпустило в свет "Стихотворения" — итог
десятилетней поэтической деятельности (1900 — 1910). В. Я. Брюсов
сравнил их с "собранием редкостей, сделанных любовно просвещенным
любителем-знатоком". "Живопись, — заметил Вяч. Иванов, — учила его
видеть природу; книги о тайном знании — ее слышать; творения поэтов —
петь... Таково было великолепное ученичество ученика мудрецов и
художников, не научившего странника в миру" одному — таинству Жизни".
М. Кузмин указал на "своеобразную таинственность переживаний" и
"большое мастерство, не похожее на приемы других художников". В
качестве недостатков сборника назывались замкнутость в тесном кругу
своих переживаний, перегруженность стиха, пристрастие к слишком
красочным эпитетам.
|