Белый Андрей
В годы эмиграции 3. Н. Гиппиус воспоминала: "Удивительное это было
существо, Боря Бугаев! Вечное. ,,игранье мальчика", скошенные глаза,
танцующая походка, бурный водопад слов, на все „да — да — да", но
вечное вранье и постоянная измена. Очень при этом симпатичен и мил;
надо было только знать его природу, ничему в нем не удивляться и ничем
не возмущаться. Прибавлю, чтобы дорисовать его, что он обладал
громадной эрудицией, которой пользовался довольно нелепо. Слов?
„талант" к нему как-то мало приложимо. Но в неимоверной куче его
бесконечных писаний есть кое-где проблески гениальности".
Борис Николаевич Бугаев родился в Москве в семье профессора
математики Московского университета Н. В. Бугаева. Первым реальным
"прикосновением" к искусству он считал исполнявшиеся матерью сонаты
Бетховена и прелюдии Шопена. В гимназические годы проявлял интерес к
философии, с 15 лет начал писать. "Два года упорного чтения, —
вспоминал поэт в автобиографии, — где Шекспир, Гете и Шиллер сменились
Толстым, Достоевским, Тургеневым, сменявшихся в свою очередь Ибсеном,
Метерлинком, Верленом и Ницше, обратили меня в упорного и фанатически
настроенного символиста". В конце 1895 г. он сблизился с семьей брата
философа Вл. С. Соловьева — М. С. и О. М. Соловьевыми и подружился с их
сыном Сергеем. Здесь поощряли его первые литературные опыты и придумали
начинающему автору псевдоним "Андрей Белый". В 1903 г. он закончил
естественное отделение физико-математического факультета Московского
университета, в следующем году поступил на историко-филологический
факультет, в 1905 г. обучение было прервано.
В отличие от Блока, параллелизм жизненной и творческой судьбы с
которым Белый прослеживал в своих позднейших мемуарах, он не
принадлежал к поэтам, полностью реализующим себя в стихах.
Энциклопедическая "разбросанность" его увлечений удивляла и восхищала
современников. "Натура богато одаренная. Белый просто не знает, которой
из своих муз ему лишний раз улыбнуться. Кант ревнует его к поэзии.
Поэзия к музыке. Тряское шоссе к индийскому символу ... Критика и
теория творчества (статьи о символизме) идут так — между делом. И
любуешься на эту юношески смелую постройку жизни", — писал о нем И. Ф.
Анненский.
В 1901� гг. Белый знакомится и сближается
с символистами "старшего" поколения: В. Я. Брюсовым,
К. Д. Бальмонтом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус.
В январе 1903 г. начинается его "мистическая" переписка
с А. А. Блоком (личное знакомство состоялось год спустя). В отличие от "старших" Белый понимает символизм
шире, чем литературное направление или литературную
школу, он для поэта — мироощущение и мировоззрение,
в котором гармонически сочетаются "религиозный, жизненный путь, искусство и спекулятивное мышление".
Хотя с начала выхода в январе 1904 г. символистского
журнала "Весы" Белый — его неизменный участник, он
считал, что "идеология московской фракции символизма
созрела не в „Скорпионе" и не в ,,Весах", а в интимных
беседах и разговорах среди молодых символистов аргонавтического толка".
Литературный дебют Белого, "Симфония (2-я драматическая)" (1902),—созданный под влиянием музыки
экспериментальный жанр: "нечто среднее между стихами
и прозой". В ней отразилось мироощущение "эпохи зорь":
эсхатологические чаяния и ожидания от нового века
духовного обновления и преображения жизни, влияние
идей Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, "мистическое" увлечение М. К. Морозовой.
Итог ранней поэтической деятельности подвел сборник "Золото в
лазури" (1904). В этой книге пафос солнечного "аргонавтического"
дерзания постепенно вытесняется мотивом угасания зорь. "Творчество
Белого, — писал о сборнике В. Я. Брюсов, — это — вспышки молний, блеск
драгоценных камней, разбрасываемых пригоршнями, торжественное зарево
багряных закатов. ...С дерзостной беззаветностью бросается он на
вековечные тайны мира и духа, на отвесные высоты, закрывшие нам дали,
прямо, как бросались до него и гибли тысячи других отважных... Белый,
со всей необузданностью, порывает резко с обычными приемами
стихотворчества, смешивает все размеры, пишет стих в одно слово,
упивается еще неиспробованными рифмами. ...Язык Белого — яркая, но
случайная амальгама; в нем своеобразно сталкиваются самые
,,тривиальные" слова с утонченнейшими выражениями, огненные эпитеты и
дерзкие метафоры с бессильными прозаизмами; это — златотканая царская
порфира в безобразных заплатах".
|