Адамович Георгий Викторович
Г. В. Адамович родился в Москве. Его отец, поляк по происхождению,
служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором. Учился
Адамович во 2-й Московской гимназии, затем в 1-й Петербургской. В 1910
г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского
университета. В 1914-1915 годах Адамович познакомился с
поэтами-акмеистами, а в 1916-1917 годах стал одним из руководителей
второго «Цеха поэтов». В 1916 г. вышел первый поэтический сборник
Адамовича «Облака», отмеченный легко узнаваемыми к тому времени чертами
акмеистической поэтики. Детально прописанный пейзаж, по преимуществу
зимний и осенний, интерьер служат фоном, который оттеняет душевное
состояние лирического героя. Критики отмечали «особенную зоркость к
обыденной жизни», свойственную поэту. Однако «зрительные образы» не
являются для Адамовича самоцелью, для него важнее поиск
эмоционально-напряженного содержания. Предельный лиризм — природное
свойство таланта Адамовича. На эту особенность его поэтического
дарования обратил внимание Н. С. Гумилев, рецензируя первый сборник
поэта. «...Он не любит холодного великолепия эпических образов, —
замечал критик, — он ищет лирического к ним отношения и для этого
стремится увидеть их просветленными страданием... Этот звук дребезжащей
струны лучшее, что есть в стихах Адамовича, и самое самостоятельное».
Лирика поэта стремится к классической завершенности формы, но в ней,
элегичной по своему характеру, всегда остается момент недосказанности и
намеренной открытости.
Критики относили Адамовича к «лирикам строго субъективным и своей
субъективностью ограниченным». Коллизии общественной жизни как бы не
затрагивают поэта: погруженный в круг литературных и мифологических
реминисценций, он словно отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт
знает невыдуманную душевную боль, и его поэзии близки «муки совести» И.
Ф. Анненского.
После революции Адамович участвовал в деятельности третьего «Цеха
поэтов», активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете
«Жизнь искусства», переводил Ш. Бодлера, Ж. М. Эредиа. В 1922 г. вышел
сборник Адамовича «Чистилище», написанный в форме своеобразного
лирического дневника. В его стихах усиливаются рефлексия и самоанализ,
возрастает функциональная роль цитаты. «Чужое слово» не просто
вплетается в ткань слова, а становится структурообразующим началом:
многие стихотворения Адамовича строятся как парафраз известных
фольклорных и литературных произведений («Слово о полку Игореве», «Плач
Гудрун», «Роман о Тристане и Изольде», городские романсы). Его нервный
эмоциональный стих не чужд патетики, особенно, когда поэт обращается к
«высоким жанрам», как правило, к древнегреческому и средневековому
западноевропейскому эпосу.
Адамович осознавал себя поэтом Времени. Он чувствовал себя
современником разных эпох, сохраняя тем не менее собственную «позицию
вненаходимости» — дистанцию, отделяющую его, поэта XX в., от условного
мифологического хронотопа. Мифологическое прошлое культуры переживается
поэтом как реальная история, он отождествляет себя с древнегреческим
Орфеем, и «тоска припоминания» становится контрапунктом его лирики.
В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик
он выступает в журнале «Современные записки», газете «Последние
новости», затем в «Звене» и «Числах», постепенно приобретая репутацию
«первого критика эмиграции». Стихов он пишет мало, но тем не менее
именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так называемой
«парижской ноты» — предельно искреннего выражения своей душевной боли,
«правды без прикрас». Поэзия призвана быть дневником человеческих
печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального
эксперимента и стать «безыскусственной«, ибо язык не в состоянии
выразить всю глубину жизни духа и «неисчерпаемую таинственность
повседневной жизни». Искание правды становится пафосом поэзии Адамовича
эмигрантского периода. Его путь русский мыслитель Г. П. Федотов назвал
«аскетическим странничеством». В 1939 г. выходит сборник стихов
Адамовича «На Западе», свидетельствующий об изменении творческой манеры
художника. Поэтика его по-прежнему цитатна, однако развитие этого
принципа идет по линии философского углубления. По мнению рецензента П.
М. Бицилли, назвавшего книгу Адамовича «философским диалогом»,
своеобразие поэта проявляется именно в «особой диалогичности
разнообразных ладов: то это прямые, хотя и отрывочные цитаты из
Пушкина, Лермонтова, то использование чужих образов, звучаний, речевого
строя, причем иногда так, что в одном стихотворении осуществляется
согласие двух или нескольких «голосов»». Этот подчеркнутый полифонизм
связан у Адамовича с декларируемым им стремлением к ясности и простоте.
Свое поэтическое кредо Адамович формулировал следующим образом: «В
поэзии должно как в острие сойтись все то важнейшее, что одушевляет
человека. Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным делом,
как мечта должна стать правдой». И в своем поэтическом творчестве
позднего периода Адамович стремился к постоянному «одухотворению бытия».
В начале второй мировой войны Адамович записывается добровольцем во
французскую армию. После войны сотрудничает в газете «Новое русское
слово». Сочувственное отношение к Советской России приводит его к
разладу с определенными кругами эмиграции. Последний сборник Адамовича
«Единство» вышел в 1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь,
любовь, смерть, одиночество, изгнанничество. Тема смерти и тема любви
объединяют стихотворения сборника и объясняют его название. Уход в
метафизические проблемы не означал отказа от «прекрасной ясности» и
«простоты». Адамович по-своему, как заметил поэт и критик Ю. П. Иваск,
продолжал акмеизм. Он постоянно ощущал форму — плоть стиха, поэтическое
бытие слова. Отвечая на им же самим поставленный вопрос — какими должны
быть стихи? — Адамович писал: «Чтобы все было понятно, и только в щели
смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок...» К этой
творческой сверхзадаче и стремился поэт:
Найти слова, которых в мире нет,
Быть безразличным к образу и краске,
Чтоб вспыхнул белый безначальный свет,
А не фонарик на грошовом масле.
|
Печатается по изданию: Русские поэты «Серебряного века».
Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1991. — Том
второй. Акмеисты.
|