Для
развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений
из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори -
итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное
правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны",
т. е. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в
чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно
наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового
шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости
в другую.
- Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками,
пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками"
и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками,
разделяя каждое действие на маленькие шаги.
- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить,
и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную
пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать
пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный"
ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление
и полив).
- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого
задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной
лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например,
косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в
центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку
совок и ведерко для сбора "мусора".
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке
белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом
помогите погладить мелкие вещи.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку
в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко.
Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь.
Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен
пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание
салфеток по размеченным линиям.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить
овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их
разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар
угостил всех присутствующих в доме.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет
развить координацию движений.
- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно
упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду,
и пусть малыш взбивает цветную пену.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите
малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные
шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок
вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте
пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это
сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все
это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка
правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет
снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые
бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок
отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу
маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной
бутылки при помощи "ершика".
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну
мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает
его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным
и большим пальцами в другую миску.
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите
к этой работе ребенка.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в
ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на
ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать
и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч,
после чего мяч попадает в корзину.
- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить
мяч.
- Изготовление гирлянд, бус.
- Продевание тесьмы в дырочки.
- Игра "поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на
конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить
на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой
поднос.
Изоуголок. Оборудуйте вашему ребенку изоуголок, где он будет с
интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую
моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых
маленьких - соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды,
матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная
бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные
восковые мелки.
Если маленький ребенок еще не держит в руке карандаш или кисточку,
приготовьте ему густые краски. Вот их рецепт: крахмал + пищевой
краситель + вода + мыльная стружка. А соленое тесто готовят так:
смешивают 1 стакан соли + 2 стакана муки + 1 стакан подкрашенной
воды. Для того чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые
ложки подсолнечного масла. Перед работой его лучше слегка подогреть.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься
накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует
что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки
при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить
и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая
группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию,
посвященную одной теме.
Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого
песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить
в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но
с очень тонким отверстием, можно рисовать.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/ |