Читать текст дошкольнику довольно трудно. Поэтому предлагать ребенку
игры с текстами можно только в том случае, если он уже успешно освоил
чтение предложений, т. е. читает их быстро и понимает смысл прочитанного.
Выбирая текст для организации игры, в первую очередь ориентируйтесь
на индивидуальные возможности ребенка: текст не должен быть слишком
большим для вашего малыша, предложения в его составе должны быть
привычной для ребенка длины, а содержание текста - интересным.
За одно занятие с ребенком не предлагайте ему более одного вида
игры с одним текстом.
За время обучения один и тот же вид игры вы можете использовать
несколько раз, подбирая другие тексты. Ребенок будет воспринимать
эту игру как совершенно новую.
Составь рассказ
Цель: учиться составлять текст из предложений, развивать
мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры,
ножницы.
Как играть?
Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество
слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами
предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала
напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится
аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями
компьютера.
Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ
МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР
/ ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ
/ НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/.
Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться,
о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке.
Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных
связей событий.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений.
Окончание рассказа закройте непрозрачной бумагой и предложите ребенку
прочитать рассказ. Ребенку нужно придумать, чем может закончиться
рассказ. Потом дайте малышу дочитать текст до конца и тем самым
проверить его предположения.
Представьте себе, сколько вариантов продолжения сможет придумать
ваш ребенок к такому рассказу!
САША И КОСТЯ ВЫШЛИ ПОГУЛЯТЬ. МАЛЬЧИКИ РЕШИЛИ ПОИГРАТЬ В ФУТБОЛ.
ОНИ ВЫБРАЛИ ДЛЯ ИГРЫ ПЕШЕХОДНУЮ ДОРОЖКУ.
Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно,
и в том, если он придумал свое, оригинальное, окончание рассказа.
Пусть ребенок сделает еще и рисунок к рассказу.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений.
Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите
3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен
подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу
вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами /
Хорошо в лесу / Заблудились.
ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ.
КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ
ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.
Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название
для него.
Что вам понадобится: бумага, ножницы, цветные карандаши или
фломастеры.
Как играть?
Для игры вам понадобятся загадки разного рода, по 2 на одну отгадку.
Вы можете использовать стихотворные авторские загадки из сборников,
русские народные загадки или загадки народов мира.
На карточках из картона напишите разные загадки. Пусть ребенок читает
тексты, отгадывает загадки и находит их пары. За одну игру можно
использовать 2-5 пар загадок.
Воспользуйтесь загадками из нашего списка.
О капусте:
1. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
2. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
О луке:
1. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
2. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
Об арбузе:
1. К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
2. К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
О петушке:
1. Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
2. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. Все быстрее и быстрее
Цель: учиться читать текст, развивать скорость чтения.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), простой карандаш, секундомер или часы с
секундной стрелкой.
Как играть?
При выборе текста для этой игры учитывайте следующие требования:
предложения в тексте должны состоять из 3-8 слов, текст должен быть
такой длины, чтобы ваш ребенок не смог прочитать его с первого раза
за 3 минуты.
Игра заключается в постепенном увеличении скорости чтения за счет
многократного прочтения одного и того же текста.
Объясните ребенку, что он будет читать на время (за 1 минуту). Скажите,
что после команды "Стоп" он должен поставить в тексте
отметку на том месте, где остановился. Повторное чтение необходимо
начинать с начала рассказа, снова отмечая место окончания чтения
за 1 минуту. Читать нужно вслух. Желательно один текст читать таким
образом 5-8 раз.
Конечно, каждое новое прочтение обязательно будет увеличивать количественные
показатели, и при этом результат упражнения становится видимым.
Укажите на этот положительный результат ребенку, и он начнет понимать,
что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.
В этой игре ребенок будет получать удовольствие от своих успехов,
а значит, будет читать с интересом.
Расставь точки
Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться
понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на
принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не
расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки).
Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому
стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать
"странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается
одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно
точки.
Например:
ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ
ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ
Или другой пример:
ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ
ОТ НИХ РУКАМИ МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ
ОТ НИХ
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Выберите текст, состоящий из 4-8 предложений. Перепишите его на
лист бумаги, но в обратном порядке - первым напишите последнее по
смыслу предложение, а последним - первое предложение текста.
Например:
ОН ДОЛГО ЕЩЕ ЗАЛИЗЫВАЛ РАНЫ. КОТ СПРЫГНУЛ С ДУБА. ОНИ КЛЕВАЛИ КОТА.
ДРОЗДЫ СТАЛИ ЗАЩИЩАТЬ СВОИХ ПТЕНЦОВ. НО ТУТ ПРИЛЕТЕЛИ ДРОЗДЫ. КОТ
ВАСЬКА ВЛЕЗ НА ДУБ. ВЕСНОЙ В ГНЕЗДЕ ПОЯВИЛИСЬ ПТЕНЦЫ. НА ДУБЕ БЫЛО
ГНЕЗДО ДРОЗДОВ.
Или такой рассказ:
МАМА СВАРИЛА ИЗ НИХ СУП. МАЛЫШИ СОБРАЛИ МНОГО ГРИБОВ. ОНИ ВЫСОКИ
И СТРОЙНЫ. ТАМ РАСТУТ СОСНЫ И ОСИНЫ. МАЛЬЧИКИ ВЗЯЛИ КОРЗИНКИ И ПОШЛИ
В РОЩУ. БОРЯ И ГРИША ВСТАЛИ РАНО.
Предложите ребенку прочитать написанное вами, догадаться, о чем
шла речь в тексте, и пересказать его. Проверить себя ребенок может,
прочитав предложения в обратном порядке - от последнего до первого.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря"
или "Азбуки"), текст из детской книжки.
Как играть?
Задавать вопросы к тексту - большая наука. Предложите ребенку прочитать
текст, а потом задать как можно больше вопросов к нему. Можете устроить
соревнование: задавайте вопросы к одному и тому же тексту по очереди,
за поставленный вопрос - берите фишки. Выиграет тот, кто наберет
больше всего фишек.
Часто ребенку трудно бывает сформулировать вопрос, можно ему помочь
в этом. Сделайте плакат-подсказку. Крупными буквами на листе бумаги
напишите вопросительные слова: КТО? ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?
У КОГО? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? СКОЛЬКО? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО
СКАЗАЛ? и т. п.
Дети проще придумывают тему вопроса и правильнее задают его, если
у них есть возможность выбрать первое слово для вопроса.