Развитие фонематического слуха
К
пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие
того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова
на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные
группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном
к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки
с и ц, с
и ш, ш и ж
и другие.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста
игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками
из фраз, небольших стихотворений.
1. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам,
поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным
звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть
один и тот же звук: шуба, кошка,
мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук
есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова
стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова
сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к,
а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: Что заканчивается на "А";
что начитается на "С", в середине
слова звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой.
Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах.
Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
5. Звуки по кругу.
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте
слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными
на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в
них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых,
3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В
центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые
- для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены
буквы:
"н" - начало
слова, "с" - середина
слова, "к" - конец
слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек
(карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает,
четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением
предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий:
в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость
или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. Начало, середина, конец.
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки
и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии
которых слышится один из звуков (например, "м"
- и тогда в коробке лежат замок, гном, марка
и т.д.). Коробка разделена на три части ("н"
- начало слова, "с"
- середина, "к"
- конец). По мере усвоения игры предметы
заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и
определяет, где он слышит звук
"м":
в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет
в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не
знать букв, символизирующих звуки.
Источник: http://doseng.org |