Переводить имя
этого бога вроде бы нет никакого смысла: для русского человека оно
звучит привычно и понятно, соответствуя часто повторяемому: «Дай Бог!».
Но как полагают исследователи, «бог» в имени языческого божества
производное от древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким
образом можно предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае в
далекой древности, как податель богатства.
В
«Слове о полку Игореве» дважды говорится о русских как о Дажьбожьих
внуках. С каких пор его стали считать прародителем русских? Скорее
всего, сравнительно поздно. Ведь и собирательное понятие «русский»
достаточно широко распространилось менее двух тысячелетий назад.
С
другой стороны, Дажьбог называется сыном Сварога, бога огня. Исходя из
этого, логично предположить, что у славян, предков русских
(русов-росов), первоначально почитался огненный Сварог. Почему он
уступил свое верховное положение сыну? Ответа на этот вопрос
исторические источники не дают.
Впрочем,
предлагается такая версия: Дажьбог — один из древнейших славянских
богов, олицетворяющий Солнце и Вселенную, сын Перуна и русалки Роси,
победитель Белеса и Кощея, супруг Златогорки, Марены, Живы, прародитель
русского народа. Так сказано в одном из наиболее спорных текстов,
который едва ли не все авторитетные специалисты считают подделкой. Это
— «Велесовая книга», фрагменты которой были обнаружены в начале XX
века: деревянные дощечки, на которых руническими знаками были
выцарапаны буквы, сочетающие глаголицу с византийским алфавитом и
скандинавским руническим письмом. Во время Второй мировой войны
оригиналы пропали, но остались переводы Ю.П. Миролюбова.
В
принципе, нет ничего невероятного в том, что в период искоренения
языческой веры были уничтожены ценнейшие документы по русской мифологии
(тем более что рукописи на дереве прекрасно горят). Однако нет
достоверных сведений даже о существовании древнерусской рунической
письменности и не обнаружено ни одного соответствующего памятника или
фрагмента, если не считать «Велесовой книги».
Тем
не менее есть основания считать, что Дажьбог связан с почитанием
славянами Солнца и его победа над Белесом весьма правдоподобна, а
упоминание русалки Роси имеет" отношение к происхождению русского
народа (существуют две реки с одним именем Рось — приток Немана и
приток Днепра — пространство между которыми вполне может быть
прародиной росов). И все-таки это еще ни в коей мере не доказывает
подлинность «Велесовой книги», автор которой, кем бы он ни был,
основательно знал русскую мифологию.
Ипатьевская
летопись упоминает о боге «именем Солнце, его. же нарицают Дажьбог.
Солнце же царь... еже есть Дажьбог». С именем этого божества связывали
блага, которые дарованы людям свыше — солнечные свет и тепло.
(Другое
солярное божество — Хоре — бытовало на Руси как иноземное, его называли
«жидовином», хотя его происхождение было, по-видимому, не хазарским, а
иранским и означало оно «сияющее Солнце»; почиталось дружинниками князя
Владимира.)
Источник: http://www.100velikih.com/view490.html |